История развития высшею образования в Украине

В Украине в 1632 г. была открыт Киево-братская коллегия, а в 1701 г. ей были присвоены права и титул академии. Киевская академия стала самым большим культурным центром страны и имела большое влияние на развитие образования, школы и педагогической мысли не только в Украине, но и в Белоруссии и России.

Курс обучения в Киево-Могилянской академии продолжался 12 лет и разделялся на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие - поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты, которые получали филологическую подготовку, изучали языки: славянский, украинский литературный, церковнославянский, греческий, латинский, польский, а также должны были овладеть поэтическим и риторическим искусством, изучить классическую греческую и римскую литературу, историю, географию, философию и богословие. Со временем были введены курсы русского, французского, немецкого и староеврейского языков. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Ежегодно в академии училось от 500 до 2000 студентов, возрастных ограничений не было.

Выпускники Киевской академии создавали учебные заведения в Белгороде (1721), Рязани (1722), Иркутске (1726), Воронеже (1731). Под влиянием Киевской академии были основаны коллегии в Чернигове (1700). Харькове (1721) и Переяславе(1738).
Киевская академия воспитала многих культурно-просветительных деятелей. Из нее вышли М.В.Ломоносов (гениальный русский ученый), Г. С. Сковорода (философ, писатель, просветитель, педагог), И.Т.Козловский (талантливый оратор), Т.Земка (поэт), С.Почаский (профессор, был ректором коллегии) и др.

В 1817г. академию закрыли, а вместо нее была создана Киевская духовная семинария, которая прекратила своё существование в 1918 г. В 1992 г. академия была возрождена как Национальный университет "Киево-Могилянская академия".

Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях играл Львовский университет (1661), который до 1773 г. находился под влиянием иезуитского ордена. В университете было 2 отдела: философия и теология. Студенты в течение четырех лет изучали богословие. Преподавание велось только на латинском языке. Обучение в университете завершалось получением научной степени: лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук.

Особое значение имело открытие в 1787 г. при Львовском университете украинского института, призванного готовить учителей для реальных и классных гимназий, в которых обучались украинские дети.

В 1805 г. Харьковская коллегия была преобразована в Харьковский университет, видную роль в создании которого сыграл В.Н.Каразин. До революции 1917 г. в университете было 4 факультета: физико-математический, историко-философский, медицинский и юридический. В университет входили 8 научных общества, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека.

Многочисленные научные школы, которые возникли в Харьковском университете, содействовали становлению и развитию отечественной науки. В университете учились и работали выдающиеся деятели науки и искусства М. Остроградский, А. Ляпунов, В.Стеклов, П.Гулак-Артемовский, И.Мечников, Н.Костомаров. Н.Лысенко и др.
В 1920 г. Наркомпрос Украины переименовал университеты в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе, Симферополе в институты и высшие курсы. А в 1932 г. в Украине были воссозданы университеты, в которых были организованы вечерние и заочные факультеты.

В Украине к 1939 г. было 129 высших учебных заведении.

С преобразованием Украины в самостоятельное государство (1991) происходит коренное преобразование высшего образования, осуществляется переход к гибкой, динамичной ступенчатой системе подготовки специалистов, которая позволит удовлетворить потребности и возможности личности в приобретении определенного образовательного и квалификационного уровней по желанию в соответствии с ее способностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: