Возрастные особенности младшего подростка
Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье.
Повышенная утомляемость.
Стремление обзавестись верным другом.
Стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе
Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе
Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского.
Отсутствие авторитета возраста.
Устойчивость первого впечатления.
Отвращение к необоснованным запретам.
Восприимчивость к промахам учителей.
Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.
Отсутствие адаптации к неудачам.
Отсутствие адаптации к положению «худшего».
Тенденция продаваться мечтаниям.
Боязнь осквернения мечты.
Ярко выраженная эмоциональность.
Требовательность к соответствию слова делу.
Повышенный интерес к спорту,
Увлечение коллекционированием.
Увлечение киноискусством и т. д.
Особенности девочек младшего подросткового возраста
Девочки в 11 лет:
|
|
Реже, нежели мальчики, обращаются к негативизму с целью утвердиться во мнении одноклассников;
Реже своевольничают;
Охотнее выполняют поручения учителей;
В большой, нежели мальчики, мере прибегают к маскировке осознанных недостатков, реже бравируют ими;
в отличие от мальчиков реагируют подчас при помощи смыслового барьера по отношению к требованию, а также чаще, чем мальчики, прибегают к. «смысловому барьеру» по отношению к человеку.
чувствительнее к воздействиям, унижающим достоинство;
преобладают среди тех, кто стремится заслужить уважение окружающих успехами в учебе;
реже утверждают себя в коллективе при помощи упрямства;
сверх всякой меры чувствительны к попыткам делить людей на группы по половому признаку;
не приемлют нейтралитета учителя в борьбе учащихся 8а достойное положение в классном коллективе;
в состоянии оценить по достоинству не только чужие, по и собственные недостатки;
не переоценивают себя;
не играют роли «классного шута»;
очень эмоциональны;
крайне болезненно реагируют на свою нескладность;
преобладают среди тех младших подростков, кто в состоянии уже следовать определенным установкам в своем поведении, как и преобладают среди тех, кто вносит коррективы в поведение, стимулируемое извне;
как правило, исполнительнее мальчиков;
легче поддаются и формированию у них чувства ответственности за порученное дело;
обнаруживают потребность в проявлении заботы о ком-либо.
Возрастные особенности старшего подростка
Потребность в энергетической разрядке. Отсутствие экономии в поступках. Озабоченность созданием динамогенных ситуаций.
|
|
Потребность в самовоспитанию.
Активный поиск объектов подражания. Активное подражание идеалу.
Гипертрофия эмоциональности. Отсутствие выносливости к эмоциональным перегрузкам. Резко выраженная потребность в эмоциональном благополучии.
Обнаружение мира сексуальных переживаний. Первые трещины в психологическом барьере между полами. Половое любопытство.
Сочетание интереса к интимному миру взрослых со стремлением оградить от посягательств свой собственный интимный мир.
Отсутствие эмоциональной адаптации. Чувствительность к эмоциональной окраске событий, а также к эмоциональной нагрузке поступков. Эффективность апелляции к чувствам.
Подверженность эмоциональному «заражению» («эффект эмоционального заражения»).
Гипертрофия чувства собственного достоинства.
Значимость истины и справедливости. Психологический барьер по отношению ко лжи и фальши.
Критичность.
Бескомпромиссность.
Потребность в автономии. Поиск автономии в классном и малом коллективах.
Отвращение к опеке.
Адаптация к заслуженной похвале.
Адаптация к неудачам.
Отсутствие авторитета возраста.
Неприемлемость адаптивного поведения. Склонность к формированию гражданского достоинства. Значимость независимости, как таковой.
Резкие колебания характера и уровня самооценки.
Тенденция к отказу от пользования двумя моралями в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Интерес к качествам личности (как собственным, так и других людей).
Равнение на взрослых.
Потребность «быть». Значимость эффекта присутствия.
Потребность в иллюзии доступности.
Потребность что-то значить.
Потребность в популярности.
Пристрастие к эффектам шокового типа.
Устойчивость нравственных стереотипов. Большой удельный вес этих стереотипов в системе жизненных ориентиров. Следование моральным установкам.
Потребность строить отношения с окружающими на основе симпатий и антипатий.
Исчезновение устойчивости первого впечатления. Стремление скрыть то, что мыслится «ахиллесовой пятой». Неприемлемость необоснованных запретов.
Отзывчивость на доброту.
Чувствительность к разладу в семье.
Гипертрофия потребности в информации и т. д.
Девочки — старшие подростки:
в этом именно возрасте начинают обычно менструировать; обретают в этой связи чувство пола в специфической его форме и утверждаются окончательно во внутренней позиции «женщины»; в массе своей лишены еще специфически женских возможностей самоутверждения, что не мешает им, впрочем, переоценивать значение для женщины внешней привлекательности;
обнаруживают потребность нравиться; затрачивают немало усилий на ее удовлетворение, хотя усилия эти чаще всего и оказываются тщетными;
не игнорируют более сверстников своих — мальчишек; не отвергают их ухаживаний;
обнаруживают потерю чувствительности к попыткам делить людей на группы по признаку пола; самым поразительным образом сочетают в себе при этом чувство «женского патриотизма» в специфической его форме с отчетливо выраженной неприязнью к женщинам и плохо маскируемой завистью к представителям мужского пола;
заняты поиском Героя; любят строго избирательно; чувство это окрашено у них в сексуальные тона и приводит к разрушению сексуального барьера по отношению к любимому; рассчитывают на взаимность;
восприимчивы к половой морали;
озабочены наращиванием нравственного потенциала;
высокую этическую требовательность к другим людям сочетают с не менее ярко выраженной требовательностью к самим себе;
как правило, не в меру самокритичны; склонны к дипломатической эквилибристике;
реагируют, случается, при помощи «смыслового барьера» по отношению к требованию;
|
|
охотно входят (если представляется к тому возможность) в состав мальчишеских группировок; избегают состоять членами малых коллективов старшеклассниц;
сохраняют довольно часто интерес к промахам наставников, в том числе и к разногласиям в их среде;
реже, чем сверстники-мальчики, своевольничают; реже бравируют недостатками, а также реже грубят взрослым;
в то же время в большей, нежели мальчики, мере эмоционально ранимы и неуравновешенны и, естественно, чаще реагируют аффективным образом;
чаще, кроме того, прибегают к упрямству (стойкое упрямство отмечается только у девочек), равно как и чаще (по причине болезненно развитого самолюбия) бравируют самостоятельностью;
чувствительны к колебаниям внутриклассного эмоционального климата;
в большей, нежели мальчики, мере склонны к сопереживанию как положительных, так и отрицательных чувств; значительно чаще срабатывает у них эмоциональный фактор и в качестве психического катализатора;
обнаруживают большую, нежели мальчики идентичного темперамента, стойкость в условиях вакуума доброты;
больше уделяют внимания и проблеме престижа.
Особенности мальчиков старшего подросткового возраста. Мальчики — старшие подростки:
занимают внутреннюю позицию «мужчины»; не враждуют более с девочками;
отличаются влюбчивостью, причем любовь их лишена строгой психологической избирательности и носит романтический характер; переживая это чувство, становятся сексуально аморфными, а также доступными перевоспитанию; в этом состоянии, кроме того, рьяно демонстрируют как восхищение предметом чувства, так и пренебрежение теми, кто не пришелся им по вкусу; на взаимность не рассчитывают;
в отличие от девочек из нескладности своей трагедии не делают; адаптируются к недостаткам собственной наружности;
не входят в состав девчоночьих группировок; пытаются попасть в малые коллективы старшеклассников; состоят нередко членами двух малых коллективов одного и того же класса;
более активно, нежели девочки, утверждаются во мнении окружающих; стойко переносят отлучение от коллектива; в положении изоляции, как правило, «переоценки ценностей» не производят;
|
|
озабочены приумножением интеллектуальных и волевых своих возможностей; переоценивают значение физической одаренности; уделяют внимание физической подготовке; сохраняют подчас интерес к «соотношению сил» в классе;
равнодушны к половой морали;
не реагируют при помощи «смыслового барьера» по отношению к требованию;
чаще девочек фантазируют вслух;
чаще поддерживают уважаемых учителей;
располагают довольно часто неадекватно высокой самооценкой; редко, правда, но претендуют все же на роль общеклассного лидера; все еще видят далеко отстоящим свое будущее;
сохраняют подчас привычку обращаться к негативизму в целях самоутверждения, и негативизм их при этом оказывается без точного адреса;
могут позволить себе привлечь внеклассные группировки к борьбе с противостоящими им одноклассниками;
занимают, случается, позицию «белой вороны».