Возрастные особенности младшего и старшего подростка (Краковский Б)

Возрастные особенности младшего подростка

Потребность в достойном положении в коллективе сверстников и в семье.

Повышенная утомляемость.

Стремление обзавестись верным другом.

Стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе

Повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе

Стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского.

Отсутствие авторитета возраста.

Устойчивость первого впечатления.

Отвращение к необоснованным запретам.

Восприимчивость к промахам учителей.

Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.

Отсутствие адаптации к неудачам.

Отсутствие адаптации к положению «худшего».

Тенденция продаваться мечтаниям.

Боязнь осквернения мечты.

Ярко выраженная эмоциональность.

Требовательность к соответствию слова делу.

Повышенный интерес к спорту,

Увлечение коллекционированием.

Увлечение киноискусством и т. д.

Особенности девочек младшего подросткового возраста

Девочки в 11 лет:

Реже, нежели мальчики, обращаются к негативизму с целью утвердиться во мнении одноклассников;

Реже своевольничают;

Охотнее выполняют поручения учителей;

В большой, нежели мальчики, мере прибегают к маскировке осознанных недостатков, реже бравируют ими;

в отличие от мальчиков реагируют подчас при помощи смыслового барьера по отношению к требованию, а также чаще, чем мальчики, прибегают к. «смысловому барьеру» по отношению к человеку.

чувствительнее к воздействиям, унижающим достоинство;

преобладают среди тех, кто стремится заслужить уважение окружающих успехами в учебе;

реже утверждают себя в коллективе при помощи упрямства;

сверх всякой меры чувствительны к попыткам делить людей на группы по половому признаку;

не приемлют нейтралитета учителя в борьбе учащихся 8а до­стойное положение в классном коллективе;

в состоянии оценить по достоинству не только чужие, по и собственные недостатки;

не переоценивают себя;

не играют роли «классного шута»;

очень эмоциональны;

крайне болезненно реагируют на свою нескладность;

преобладают среди тех младших подростков, кто в состоянии уже следовать определенным установкам в своем поведении, как и преобладают среди тех, кто вносит коррективы в поведение, стимулируемое извне;

как правило, исполнительнее мальчиков;

легче поддаются и формированию у них чувства ответствен­ности за порученное дело;

обнаруживают потребность в проявлении заботы о ком-либо.

Возрастные особенности старшего подростка

Потребность в энергетической разрядке. Отсутствие экономии в поступках. Озабоченность созданием динамогенных ситуаций.

Потребность в самовоспитанию.

Активный поиск объектов подражания. Активное подражание идеалу.

Гипертрофия эмоциональности. Отсутствие выносливости к эмоциональным перегрузкам. Резко выраженная потребность в эмоциональном благополучии.

Обнаружение мира сексуальных переживаний. Первые трещины в психологическом барьере между полами. Половое любопытство.

Сочетание интереса к интимному миру взрослых со стремлением оградить от посягательств свой собственный интимный мир.

Отсутствие эмоциональной адаптации. Чувствительность к эмо­циональной окраске событий, а также к эмоциональной нагрузке поступков. Эффективность апелляции к чувствам.

Подверженность эмоциональному «заражению» («эффект эмо­ционального заражения»).

Гипертрофия чувства собственного достоинства.

Значимость истины и справедливости. Психологический барьер по отношению ко лжи и фальши.

Критичность.

Бескомпромиссность.

Потребность в автономии. Поиск автономии в классном и малом коллективах.

Отвращение к опеке.

Адаптация к заслуженной похвале.

Адаптация к неудачам.

Отсутствие авторитета возраста.

Неприемлемость адаптивного поведения. Склонность к фор­мированию гражданского достоинства. Значимость независимости, как таковой.

Резкие колебания характера и уровня самооценки.

Тенденция к отказу от пользования двумя моралями в процессе общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Интерес к качествам личности (как собственным, так и других людей).

Равнение на взрослых.

Потребность «быть». Значимость эффекта присутствия.

Потребность в иллюзии доступности.

Потребность что-то значить.

Потребность в популярности.

Пристрастие к эффектам шокового типа.

Устойчивость нравственных стереотипов. Большой удельный вес этих стереотипов в системе жизненных ориентиров. Следование моральным установкам.

Потребность строить отношения с окружающими на основе симпатий и антипатий.

Исчезновение устойчивости первого впечатления. Стремление скрыть то, что мыслится «ахиллесовой пятой». Неприемлемость необоснованных запретов.

Отзывчивость на доброту.

Чувствительность к разладу в семье.

Гипертрофия потребности в информации и т. д.

Девочки — старшие подростки:

в этом именно возрасте начинают обычно менструировать; обретают в этой связи чувство пола в специфической его форме и утверждаются окончательно во внутренней позиции «женщины»; в массе своей лишены еще специфически женских возможностей самоутверждения, что не мешает им, впрочем, переоценивать значение для женщины внешней привлекательности;

обнаруживают потребность нравиться; затрачивают немало усилий на ее удовлетворение, хотя усилия эти чаще всего и ока­зываются тщетными;

не игнорируют более сверстников своих — мальчишек; не от­вергают их ухаживаний;

обнаруживают потерю чувствительности к попыткам делить людей на группы по признаку пола; самым поразительным образом сочетают в себе при этом чувство «женского патриотизма» в спе­цифической его форме с отчетливо выраженной неприязнью к женщинам и плохо маскируемой завистью к представителям мужского пола;

заняты поиском Героя; любят строго избирательно; чувство это окрашено у них в сексуальные тона и приводит к разрушению сексуального барьера по отношению к любимому; рассчитывают на взаимность;

восприимчивы к половой морали;

озабочены наращиванием нравственного потенциала;

высокую этическую требовательность к другим людям сочетают с не менее ярко выраженной требовательностью к самим себе;

как правило, не в меру самокритичны; склонны к дипломати­ческой эквилибристике;

реагируют, случается, при помощи «смыслового барьера» по отношению к требованию;

охотно входят (если представляется к тому возможность) в состав мальчишеских группировок; избегают состоять членами малых коллективов старшеклассниц;

сохраняют довольно часто интерес к промахам наставников, в том числе и к разногласиям в их среде;

реже, чем сверстники-мальчики, своевольничают; реже брави­руют недостатками, а также реже грубят взрослым;

в то же время в большей, нежели мальчики, мере эмоционально ранимы и неуравновешенны и, естественно, чаще реагируют аффективным образом;

чаще, кроме того, прибегают к упрямству (стойкое упрямство отмечается только у девочек), равно как и чаще (по причине болезненно развитого самолюбия) бравируют самостоятельностью;

чувствительны к колебаниям внутриклассного эмоционального климата;

в большей, нежели мальчики, мере склонны к сопереживанию как положительных, так и отрицательных чувств; значительно чаще срабатывает у них эмоциональный фактор и в качестве психического катализатора;

обнаруживают большую, нежели мальчики идентичного тем­перамента, стойкость в условиях вакуума доброты;

больше уделяют внимания и проблеме престижа.

Особенности мальчиков старшего подросткового возраста. Мальчики — старшие подростки:

занимают внутреннюю позицию «мужчины»; не враждуют более с девочками;

отличаются влюбчивостью, причем любовь их лишена строгой психологической избирательности и носит романтический характер; переживая это чувство, становятся сексуально аморфными, а также доступными перевоспитанию; в этом состоянии, кроме того, рьяно демонстрируют как восхищение предметом чувства, так и пренебрежение теми, кто не пришелся им по вкусу; на взаимность не рассчитывают;

в отличие от девочек из нескладности своей трагедии не делают; адаптируются к недостаткам собственной наружности;

не входят в состав девчоночьих группировок; пытаются попасть в малые коллективы старшеклассников; состоят нередко членами двух малых коллективов одного и того же класса;

более активно, нежели девочки, утверждаются во мнении окружающих; стойко переносят отлучение от коллектива; в положении изоляции, как правило, «переоценки ценностей» не производят;

озабочены приумножением интеллектуальных и волевых своих возможностей; переоценивают значение физической одаренности; уделяют внимание физической подготовке; сохраняют подчас интерес к «соотношению сил» в классе;

равнодушны к половой морали;

не реагируют при помощи «смыслового барьера» по отношению к требованию;

чаще девочек фантазируют вслух;

чаще поддерживают уважаемых учителей;

располагают довольно часто неадекватно высокой самооценкой; редко, правда, но претендуют все же на роль общеклассного лидера; все еще видят далеко отстоящим свое будущее;

сохраняют подчас привычку обращаться к негативизму в целях самоутверждения, и негативизм их при этом оказывается без точного адреса;

могут позволить себе привлечь внеклассные группировки к борьбе с противостоящими им одноклассниками;

занимают, случается, позицию «белой вороны».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: