Глоссарий по теме

АГРЕССИЯ – Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Основные формы – агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность. В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, Идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

АГРЕССИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ – Форма поведения агрессивного, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.

АГРЕССИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ – Поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели.

АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ – Поведение агрессивное, направленность коего против некоего лица или предмета самим субъектом агрессии скрывается или не осознается.

АГРЕССИЯ ПРЯМАЯ – Поведение агрессивное намеренного характера, цель коего не скрывается.

АГРЕССИЯ РЕАКТИВНАЯ – Возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяются: 1) агрессия аффективная; 2) агрессия импульсивная; 3) агрессия экспрессивная.

АГРЕССИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ – Поведение агрессивное с использование физической силы, направленное против другого субъекта или объекта.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (акцелерация) – отмечаемое за последние сотню-полторы лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела (в том числе у новорожденных), в ускоренном половом созревании. Статистически установлено, что за последнее столетие рост детей при рождении возрос в среднем на 0.5 – 1 см, а вес – на 100 – 300 г; у детей 5 – 7 лет рост каждые десять лет увеличивался в среднем на 1.5 см, а вес – на 0.5 кг; у детей возраста школьного рост увеличился на 10 – 15 см. Половое созревание стало наступать раньше в среднем на 1 – 2 года. Все это, при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков, иногда становится источником психологических коллизий – появления барьеров психологических, конфликтов, аффективных форм поведения. Есть данные и об акселерации психологической – ускорении умственного развития детей; но надежных статистических выводов пока нет. Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности – более интенсивным информационным воздействием.

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – начинается в возрасте подростковом, когда настает пора формирования «идеального Я» (Сверх-Я) – осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков – «движение сознания по вертикали» в пространстве собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя.

Самосознанию, особенно нравственному, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие идет в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конфликты зачастую вызываются противоречиями между усвоенными с детства правилами, с одной стороны, и нормами поведения и ценностями группы референтной, с другой стороны; эти внешние, социальные мотивы начинают доминировать в возрасте подростковом и, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни, а то и дольше. В этих условиях имеется опасность не только остановки духовного роста, но и всевозможных искажений в развитии личности в целом. За борьбой между «социальным» и «духовным» уровнями личности, как правило, стоит противоречивость и разноуровневость социальных «норм». Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества.

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ – в широком смысле – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

В общечеловеческой культуре субкультура детская занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, ибо ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержание субкультуры детской – не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты – элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и прочее, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Носитель субкультуры детской – детское сообщество, формируемое в силу половозрастного расслоения общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка (дифференциация половая).

Субкультура детская, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, ныне обретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Выводы

Проблема развития подростков – одна из самых широко рассматриваемых в возрастной психологии. Причина такого внимательного отношения – противоречивость возраста: подростки уже не дети, но еще не взрослые, что определяет противоречивость основных психологических характеристик. Это возраст, в котором подросток пытается разобраться в своих противоречивых чувствах. И «только преодолев эту бурю и натиск, он приобретает свою индивидуальность» (Ст.Холл). Главная задача взрослого в этом случае – создание условий для самовыражения и самоутверждения. При этом необходимо, уйти от позиции опеки или предоставления полной свободы, оставаясь для подростка взрослым другом.

Список литературы по теме

1. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 332-342 (конспект).

1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 229 с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.- С.220-244.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 371-388, 404-460 (конспект статьи Попова Ю.В., Воронкова Б.В.).

3. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С. 557-640.

4. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). – М.: Педагогика, 1970. – С. 103-208, 260-264.

5. Кле М. Психология подростка.М., 1990.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. - С.285-305.

7. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А. Бодалева, Л.Р.Кричевского. – М.: Педагогика, 1987. – С. 17-90.

8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. –С.305-335, 423-452, 545-615.

9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. – С.28-34.

10. Коновалова Н.А. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков. М., 2006.

11. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. //Социс. – 2001, №3. С.87-92.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: