1. Объясните, почему разные авторы называют подростками людей разного возраста (Достоевский Ф.М., Толстой Л.С.)?
2. Почему подростковый возраст называют «трудным»? Может ли «трудный» возраст проходить спокойно? Назовите культурные и исторические факторы, влияющие на развитие в период отрочества?
3. Описать физическое созревание мальчиков и девочек в пубертатный период и трудности, испытываемые многими подростками при адаптации к своему меняющемуся внешнему миру.
4. Пронаблюдайте за подростковыми группировками, попробуйте выделить основные их поведенческие реакции.
5. Каковы особенности формирования представления о себе в отрочестве? Определите механизмы формирования индивидуальности подростка.
6. Почему большинство подростков начинают плохо учиться? Какие факторы (интеллектуальные или мотивационные характеристики) оказывают влияние на снижение учебной активности?
7. Проблемы учащихся 5 класса.
8. Качественные изменения в познавательной сфере и учебной деятельности младших подростков. Специфика неуспеваемости в подростковом возрасте.
Вопросы для форума
1. Назовите основные потребности и конфликты развития, которые подростки должны разрешить для успешного перехода к взрослости.
2. Выделите основные линии развития подростка при разных социальных условиях.
Тесты для самопроверки:
1. Основным личностным новообразованием подросткового возраста является…
А) развитие словесно-логического мышления;
Б) особая восприимчивость к учебной деятельности;
В) «чувство взрослости».
2. В основе «немотивированного поведения» по преимуществу лежат…
А) физиологические причины
Б) причины социального характера.