Факторы, препятствующие развитию и решению задач юности

В любом обществе существуют препятствия взрослению. В Европе к ним относятся следующие факторы.

1. Социально-экономические трудности. К ним относятся недостаток питания, плохие жилищные условия, бедность, расовая дискриминация и целый ряд факторов того же порядка, которые, как показано, отрицательно влияют на развитие как в детстве, так и в период взросления.

2. Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства молодых людей. Взросление как фаза идентификации и самоопределения — период особой чувствительности к поведению взрослых, ограничивающему самостоятельность и задевающему чувство собственного достоинства молодого человека. Поскольку именно в это время особенно остро ощущается недоступность мира взрослых, часто возникают конфликты, провоцирующие подобную реакцию со стороны последних. Она стимулируется и тем, что взрослые рассматривают взросление «только как переходный период», который нельзя принимать всерьез.

3. Длительная экономическая зависимость. Удлинение пери­ода профессионального обучения, обусловленное ростом технической оснащенности производства, противоречит стремлению молодых людей как можно скорееначать выполнять продуктивные и ответственные общественные роли. Это расхождение часто усиливается законодательными актами, предоставляющими человеку со все более раннего возраста псе больше прав, которые, однако, невозможно ощутить в повседневной жизни.

4. Сужение экспериментального пространства для молодежи. Урбанизация и рост плотности населения сужают возможности экспериментирования. Возникающие в результате ограничения редко осознаются как необходимость и часто рассматриваются как абсурдные. Поскольку в период взросления особенно выражено стремление к самостоятельности, подобные ограничения, часто неизбежные, воспринимаются как опека, стеснение, лишение возможностей. Здесь играет роль и конфликт поколений, поскольку в некоторых областях установки родителей и взрослеющих детей резко противоречат друг другу. Как уже неоднократно упоминалось, эти расхождения касаются скорее «поверхностных» вещей, но именно они становятся исходной точкой конфликтов.

5. Условия, способствующие развитию эгоцентризма. Растущий эгоцентризм молодых людей можно считать следствием утраты личных связей и освобождения от ответственности. Отсутствие истинной компетенции в межличностной сфере все более усиливает тенденцию к близорукому индивидуализму. Этому способствует ослабление традиционных семейных и внесемейных связей.

6. Противоречивые взгляды общества на секс. Отношение общества к сексу в раннем возрасте (даже после либерализации прежних представлений) остается запутанным и неоднозначным. Отсутствуют четкие принципы и прежде всего продуманное сексуальное воспитание и просвещение. В результате многие молодые люди вынуждены экспериментировать в этой области, рискуя забеременеть или заразиться венерическими заболеваниями.

7. Препятствия к полноценному участию молодых людей в общественной жизни. Большинство перечисленных выше осо­бенностей современной социальной ситуации подходит под эту формулировку. Ни школе, ни юношеским организациям, ни различным общественным объединениям не удастся постепенно подготовить молодых людей к принятию на себя социальной ответственности. Это наглядно демонстрируют данные о юношеской преступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: