Социальная ситуация развития старшего школьника

Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончены в подростковом возрасте, и в дальнейшем идет совершенствование того, что сложилось у подростков. С этой позиции старший школьный возраст некоторыми авторами рассматривался как возраст завершения новообразований, возникающих у подростков. И подростковым назывался весь период от 11—12 до 17—18 лет.

Если же отойти от такого понимания развития, если рассмотреть его как те изменения, которые происходят в связи со свойственной этому периоду социальной ситуацией, то окажется, что в этом возрасте имеют место весьма существенные, качественные новообразования.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоя­тельную жизнь. Л. И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития.

Перед старшим школьником возникает необходимость са­моопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию.

Это своеобразие внутренней позиции, по мысли Л. И. Божович, заключается в том, что школьники старших классов — это «люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».

Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Выяснилось, например, что среди учеников I—III классов вообще нет таких школьников, у которых бы отношение к различным сторонам школьной жизни и учению определялось мотивами будущего, в IV—V классах

Старшие школьники начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. На вопрос «Зачем ты учишься?» подростки часто теряются и отвечают вопросом же: «Как это — для чего учусь? А как можно не учиться? А что же делать, если не учиться?» Старшеклассники отвечают с точки зрения будущего: «Получишь образование и будешь настоящим человеком. Я, например, буду экономистом, юристом», т. е. старшие школьники смотрят на настоящее с позиции будущего.

Исследования показывают, что у старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя, конечно, могут быть и колебания. Это наблюдается в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессии и реальными перспективами (учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая). На выбор профессии влияют и мнения других людей: у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи — третье. Старших школьников всегда волнует проблема выбора, и они ведут по этому поводу разговоры со сверстниками и с окружающими взрослыми.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессий. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности.

Старшего школьника волнуют такие вопросы: «Может ли человек проявлять интерес к той области деятельности, к которой он не способен?»; «Как можно определить способности к той или иной деятельности?» Такого рода вопросы говорят о том, что в старшем школьном возрасте учащиеся, выбирая свой жизненный путь, не идут прямо по линии своих непосредственных интересов, а стремятся решить проблему выбора, взвешивая все факторы и, главным образом, учитывая свои способности. Они рассматривают выбор профессии как своего рода вывод из анализа потребностей и имеющихся склонностей и способностей, из сопоставления этих своих особенностей с требованиями, которые предъявляет к человеку профессия.

Все это создает благоприятные условия для ознакомления учащихся с психологической характеристикой профессии, т. е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека в той или иной профессии.

Старший школьный, возраст — начальная стадия физической зрелости, и одновременно стадия завершения полового развития.

В физическом отношения это период спокойного развития. Прирост веса становится: больше относительно, увеличения роста. Нет диспропорции отдельных, частей тела, нет свойственной, подростку неуклюжести и. несоразмерности движений. Интенсивно идет развитие мускулатуры (рост мышц в длину и ширину).

В 8 лет вес мускулатуры составляет 27% от веса тела, в 15 лет — 32%;. в 17 лет — 44%. В: связи с этим; наблюдается прирост силы. Продолжается развитие мозга, происходят процессы внутриклеточного усложнения, а значит, и развитие соответствующих функций.

Все это определяет потовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благо­приятствует формированию: навыков и умений в труде, спорте, открывает широкие возможности для выбора, профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей, физической силы и привлекательности, здоровья влияет на формирование у юношей и девушек; высокой; самооценки, уверенности; в себе, жизнерадостности и. т. д., и, наоборот, осознание своей физической; слабости вызывает порой у старшеклассников замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Вместе с тем половая, зрелость не означает еще зрелости социальной. В сущности, юность, и есть не что иное как переход от чисто физиологической зрелости: к зрелости к социальной. Главное ее содержание — включение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в; обществе. Как показывают, статистические данные, половое созревание происходит сейчас на 2—3 года раньше, чем в прошлом столетии (акселерация): В то же время социальная зрелоспь в нашу эпоху наступает позже, так, как требуется больше времени для получения необходимого- образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: