Розничная торговля: сущность, функции, виды

Розничная торговля любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Это конечный этап каналов сбыта.

Розничная торговля выполняет ряд функций:

— исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке, определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

— участвует в процессе сортировки, собирает ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков и предлагает их для продажи;

— осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

— представляет информацию потребителям через рекламу, витрины, надписи, персонал;

— осуществляет различные операции с товарами: хранит, устанавливает цену, располагает в торговых помещениях и пр.;

— завершает сделки товаров, используя выгодное расположение магазинов, время работы, кредит и пр.

Предприятия розничной торговли можно классифицировать по следующим признакам:

В зависимости от формы собственности независимые частные предприятия, чаще всего в форме хозяйственных товариществ и обществ; кооперативы, корпоративные сети, торговые конгломераты и пр.

Кооперативы представляют собой форму розничной торговли, принадлежащую самим покупателям. Потребительские кооперативы организуются группами людей, которые чувствуют, что местные розничные торговцы не обслуживают их на должном уровне. Люди на общие деньги открывают собственный магазин, сами выбирают его руководство и определяют политику работы.

Корпоративные сети образуют сеть магазинов, находящихся в общем владении и располагающих общей службой снабжения и сбыта, а также собственным транспортом и складским хозяйством.

Торговые конгломераты — корпорации произвольной формы, объединяющие несколько различных форм и направлений розничной торговли.

В зависимости от формы обслуживания потребителей:

Стационарные предприятия — наиболее распространенная форма предприятий розничной торговли, включающая как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы.

Передвижные предприятия — форма розничной торговли с использованием автоматов, лотков, автомагазинов. Передвижная торговля способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию.

Посылочные предприятия — форма розничной торговли, осуществляемая по почте.

Рассмотрим основные разновидности магазинов по отдельным классификационным признакам, положенным в основу современных принципов организации розничной торговой сети.

По формам товарной специализации магазины делятся на такие группы:

- универсальные;

- комбинированные;

- специализированные;

- узкоспециализированные;

- смешанные.

Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы продовольственных и непродовольственных товаров. Они наиболее удобны покупателям, так как обеспечивают комплексное удовлетворение их спроса.

Комбинированные магазины реализуют товары двух-трех групп, объединенных общностью их потребления (мясо – рыба – овощи, трикотаж – галантерея, галантерея – парфюмерия).

Специализированные магазины реализуют, как правило, одну группу товаров (продажа одежды, обуви, хлебобулочных изделий, рыбных товаров и т.п.). Это связано с тем, что, ограничивая свою деятельность определенным сегментом потребительского рынка, торговое предприятие может обеспечить высокий уровень удовлетворения спроса на отдельные товары, предложить широкую номенклатуру дополнительных услуг.

Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной товарной подгруппы, например, по продаже женской обуви, инструментов, мужских рубашек, электроосветительных приборов и т.п.

Смешанные магазины реализуют товары разных групп, не связанных между собой. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольственных товаров.

По значимости товаров, которые реализуются разными методами, магазины делятся на такие группы:

- магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей;

- магазины, которые реализуют товары методом самообслуживания;

- магазины, которые реализуют товары по образцам и каталогам.

По ценовым уровням реализованных товаров магазины делятся на такие группы:

- элитные магазины с самым высоким уровнем цен;

- магазины со средним уровнем цен;

- магазины с низким уровнем цен.

Эта относительно новая для нашей практики система классификации является результатом углубления дифференциации доходов населения после перехода к рыночной экономике.

По размерами торговой площади магазины делятся на такие группы: малые, средние, большие, очень большие.

К малым магазинам в городах относят магазины с торговой площадью до 250 кв. м, в сельской местности – до 100 кв. м.

К средним магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 251-1000 кв. м, в сельской местности – 101-400 кв. м. Такие магазины размещаются в приспособленных помещениях или в специально построенных зданиях. На такой торговой площади могут быть организованы универсальные продовольственные, комбинированные, специализированные и узкоспециализированные магазины.

К большим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 1001-3500 кв. м, в сельской местности – 401-1000 кв. м. Такая торговая площадь дает возможность создавать магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные и непродовольственные магазины.

К очень большим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 кв. м, в сельской местности – свыше 1000 кв. м. Это, как правило, непродовольственные магазины.

Внемагазинная розничная торговля:

— служба заказов со скидкой — розничные предприятия, оказывающие услуги обособленным группам клиентов (рабочим, служащим больниц, школ и пр.);

— услуги по приобретению товаров по ценам со скидкой у ряда специально выбранных розничных торговцев;

— торговля вразнос — торговля непосредственно в домах потребителей, в учреждениях и организациях;

— торговля с заказом товара по почте или телефону — любая деятельность по сбыту с использованием почтовых каналов или телефона для сбора заказов и содействия в доставке производственных товаров;

– интернет продажи (электронная коммерция);

— торговые автоматы — монетные устройства по продаже товаров.

При организации розничной торговли необходимо учитывать следующие факторы:

· целевой рынок, т.е. рынок основных покупателей,

· товарный ассортимент и комплекс оказываемых услуг,

· решение о ценах,

· методы стимулирования,

· место размещения предприятия.

Самое важное решение розничного торговца — это выбор целевого рынка. Есть магазины, точно ориентированные на целевой рынок, например магазины модной женской одежды. В основном они ориентируются на женщин с высоким уровнем доходов в возрасте от 25 до 45 лет. Однако большая часть магазинов не имеет четкого представления о своих целевых рынках, в результате не удовлетворяют, как следует, ни один из них.

Следующий значительный фактор — товарный ассортимент и комплекс услуг. Розничному торговцу необходимо принять решение о широте и глубине товарного ассортимента, качестве предлагаемых товаров, а также решение о комплексе услуг, оказываемых клиентам.

При приобретении товара розничный торговец принимает решение о первоначальной наценке — величине, прибавляемой к сумме, заплаченной за товар, и установившейся наценке, представляющей разницу между окончательной ценой продажи и стоимостью товара. Уценка товара, или предложение скидки с цены, применяется в тех случаях, когда товар не имеет сбыта по первоначально установленной цене. Решение о выборе времени для предложения скидок с цены имеет также немаловажное значение. Одни магазины снижают цены, как только начинает падать сбыт, другие ориентируются на конкурентов, третьи используют сезонные скидки.

Для более полного охвата потребителей розничные торговцы используют методы стимулирования сбыта: рекламу, пропаганду, личную продажу, а также другие мероприятия по стимулированию сбыта. Розничные торговцы размещают рекламу в средствах массовой информации, ее дополняют прямой почтовой рекламой. Личная продажа требует тщательного обучения продавцов. Стимулирование сбыта может выражаться в проведении магазинных показов, использовании зачетных талонов, розыгрыше призов.

Выбор места магазина — один из решающих конкурентных факторов. Клиенты, как правило, выбирают тот магазин, который находится поблизости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: