С переходом к рынку структура розничных торговых предприятии претерпела заметные изменения. Они существенно различаются между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию. Торговая сеть классифицируется по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов. По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты продажи (автомагазин), розничные рынки и др.
По предлагаемому ассортименту товаров, магазины классифицируются на:
узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);
специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);
универсальные (основные группы продовольственных или непродовольственных товаров);
комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);
смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).
|
|
Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12-15% от суммы их продажи (специализированных и универсальных магазинах - 30-40%). Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми услугами, имеют простое оборудование. Автомагазины в основном предназначены для обслуживания отдаленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой. В последнее время все большее распространение получают розничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно широкий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут входить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фирменные товары. Рынки обладают способностью действовать и адаптироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между розничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию различий в ценах на товары.
К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:
1. соотношения различных типов магазинов;
2. используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;
3. удельный вес продовольственных товаров повседневного спроса в общем объеме продовольственных товаров;
4. товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров, приходящийся на 1 м2 торговой площади.
|
|
Под рациональным размещением розничной торговой сети подразумеваются равномерность и ступенчатость расположения магазинов. Основными факторами, влияющими на размещение магазинов, являются:
- градостроительные (величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, ориентация на перспективу поселения);
- транспортные (направления и интенсивность потоков движения общественного и индивидуального транспорта);
- экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);
- социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).
Розничные торговые предприятия - основа материально-технической базы торговли, завершающая процесс обращения товаров, доводя их до непосредственных потребителей.
Классификация розничных предприятий:
1. По видам и особенностям устройства (магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины):
- 90% - магазины, с набором помещений, оборудования. Размещаются в капитальных стационарных зданиях;
- магазины-склады - торговля стройматериалами, топливом. В основном навесы, площадки и помещения;
- павильоны, палатки, ларьки, киоски - это сооружения легкой конструкции с более узким ассортиментом и меньшими удобствами;
- автомагазины - передвижная торговля для жителей небольших населенных пунктов, а также работников полевых станов, пастбищ.
2. По форме обслуживания:
- магазины самообслуживания;
- магазины торгующие через прилавок обслуживания.
3. По объемно-планировочному решению:
- отдельно-стоящие;
- встроенно-пристроенные;
- торговые комплексы (одноэтажные, многоэтажные, с подвалами и без них).
4. По функциональным особенностям:
стационарные;
передвижные;
сезонные;
посылочные;
комиссионные.
Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых и технологических функций.
Торговые функции магазинов:
изучение покупательского спроса;
составление заявокна товар;
формирование ассортимента;
реклама товаров и услуг;
продажа товаров (предложение, оказание помощи в выборе, расчетные операции).
Технологические функции магазинов:
прием товаров по количеству и качеству;
обеспечение хранения товаров;
выполнение доработки (фасовка, упаковка);
внутри магазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.
Кроме того, функции дополнительных услуг: (прием предварительных заказов, доставкана дом); объем, и характер выполняемых услуг зависит от типа, размера, технической оснащенности магазина хозяйственной самостоятельности (оптовые закупки, управление филиалами, выездные точки и т. д.).
Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
удовлетворение потребностей населения в товарах;
|
|
доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
поддержание баланса между предложением и спросом;
воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.
В зависимости от предназначения продукции предусматриваются следующие виды ее реализации:
интенсивная — при продаже товаров повседневного спроса;
нацеленная — при продаже товаров конкретной группе покупателей;
единая — при продаже товаров в основном для всех покупателей, характеризуется широким воздействием рекламных мер;
прямая — при продаже средств производства и сырья;
селективная — при продаже обычно престижных товаров, требующих специального сервисного обслуживания или установки дополнительных комплектующих изделий повышенного спроса.
Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.
Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели. По своему экономическому содержанию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. В условиях рынка необходимо реально оценивать динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.
Задачами розничного торгового предприятия в новых условиях хозяйствования являются:
- изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
- определение ассортиментной политики;
- формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
|
|
- обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.
Исходя из задач розничной торговли коммерческая работа осуществляется в следующих направлениях:
- формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
- развитие закупочной деятельности;
- организация хозяйственных связей с поставщиками;
- осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
- обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.
Коммерческая деятельность в розничной торговле должна развиваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Она является экономическим обоснованием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов.
Итак, основные цели коммерческой работы заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и торговом обслуживании с учетом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования предприятий розничной торговли. Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости. Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, что составляет основу функционирования розничного торгового предприятия.
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения магазинов.
Размещение магазинов увязывается с:
- градостроительными;
- транспортными;
- социальными;
- экономическими факторами.
Градостроительные - величина города, плотность населения, размещение мест труда, административных, культурных, спортивных центров.
Транспортные факторы - направления и интенсивность основныхпотоков движения общественного и индивидуального транспорта.
Экономические - достижение необходимой эффективности капиталовложений на строительство магазинов и оптимального уровня их доходности.
Социальные - обеспечение снижения совокупных затрат времени на посещение магазинов, достижения высокого уровня торгового обслуживания.
Следующие принципы размещения:
Равномерность - т.е. равномерно по всей территории города с учетом плотности населения и применяется он к магазинам типа "товары повседневного спроса".
Групповое размещение - территориальное сближение магазинов разного товарного профиля (небольшие магазины) для комплексного обслуживания -хлеб, молоко, овощи и т.д.
Существует функциональная система размещения магазинов:
Местного значения - по продаже товаров повседневного и частного спроса, располагают в жилой зоне города (жилых комплексах) в пределах пешеходной доступности с радиусом обслуживания - 500 м.
Городского значения - с максимальным выбором товаров и услуг. Это универмаги, "Гастроном", специализированные магазины.
Магазины в составе торговых центров - комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, размещенных в одном здании.
Торговая сеть планируется с учетом функциональной роли сельских населенных пунктов (делятся на типы):
районные центры (административные экономические и культурно-бытовые центры обслуживания);
межхозяйственные центры (поселки, крупные села без административных функций);
внутрихозяйственные центры (центральная усадьба, отделения бригады;
рядовые населенные пункты (мелкие поселения).
Планируется торговая сеть соответственно:
"Универсамы" (250 - 850 м2); - "Универмаги" (650 - 3500 м2); "Продукты" (150 - 250 м2); - "Сельхозпродукты", "Хозтовары", "Культовары (100-400 м2).
Для населенных пунктов, где проживают свыше 100 чел. - магазины "товары повседневного спроса" (25, 50, 75 м2).
Контрольные вопросы
1. Какие основные цели и задачи поставлены для изучения дисциплины "Организация обслуживания"?
2. Какие законодательные акты регулируют деятельность субъектов предпринимательской деятельности (СПД)?
3. В чем различие юридического лица от физического?
4. Какие документы необходимы для регистрации юридического лица?
5. Какие документы необходимы для регистрации физического лица?
6. В каких органах проводиться регистрация физического или юридического лица, какова их специфика?
7. В каких случаях регистратор имеет право отказать в регистрации физического или юридического лица?
8. Периоды регистрации физического и юридического лица, конечный результат регистрации.
9. Что такое лицензия и сколько видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию?
10. Порядок получения лицензии.
11. Сколько счетов может открыть юридическое или физическое лицо, и в каких банках?
12. Порядок открытия счета в банка.
13. Какие основные формы розничной торговли вы знаете?
14. Раскрыть сущность системы розничной торговли в Украине привести примеры.