Розничная торговля представляет собой вид торговли товарами (услугами), предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Данное определение предполагает организацию широчайшего доступа к товарам и услугам, продажу их огромному количеству потребителей с разными требованиями мелкими партиями, что коренным образом отличает ее от оптовой торговли.
Розничная торговля является завершающей частью цепочки поставок любого товара Процесс товарного обращения, который имеет место при доведении товаров от производства до конечного потребителя, завершается в розничной торговле. В процессе розничной продажи товар из сферы обращения переходит в сферу личного потребления, компенсируются затраты на их производство, товародвижение, продажу. Произведенный продукт из товарной формы переходит в денежную. Деньги используются для развития производства товаров.
Тип торгового предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.
|
|
С учетом этих принципов в августе 1996 г. разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли потребительской кооперации.
В ней отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме, используемые в республике.
Характеристика основных типов:
1. Универмаг - крупное розничное предприятие торговой площадью более 600 м2 с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги населению, работающее на полном или внутреннем хозрасчете. Может включать секцию (отдел), торгующую продовольственными товарами, кулинарными, кондитерскими изделиями, кафетерий и т. п. К универмагам относятся также крупные магазины, торгующие товарами для детей и молодежи.
2. Супермаркет - розничное торговое предприятие торговой площадью более 250 м2 с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров преимущественно повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30 %. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия и т. п.
3. Минимаркет - небольшое розничное предприятие торговой площадью 30-150 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40-50%.
|
|
4. Продтовары - розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70-200 м2. Возможно наличие «уголка» сопутствующих непродовольственных товаров.
5. Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров - небольшие розничные предприятия торговой площадью 30- 100 м2, реализующие отдельные группы продтоваров.
6. Промтовары - розничные предприятия торговой площадью 100-400 м2 по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса.
7. Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые условно можно подразделить на две группы: крупные, торговой площадью 150-400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома и т. п.; мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.
8. Дом торговли - комплексное предприятие торговой площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. В состав Дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия питания, а также мелкооптовый магазин-склад типа «Кэш-энд-кэрри». Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций. В частности, Дом торговли наряду с продажей товаров населению, обслуживанием через предприятия питания, оказывает разнообразные услуги, включая маркетинговые, реализует через магазины-склады товары оптовым покупателям независимо от их ведомственной принадлежности.
9. Фирменный магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 150 м2 с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое предприятие должно изучать спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.
10. Удобный (дискаунтами) магазин - небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции и т. п.; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, в зонах отдыха и т. д.