Товарные масла получают смешением (компаундированием) базовых дистиллятных масел друг с другом или с остаточным компонентом. Высококачественные товарные масла приготовляют с обязательным введением присадок, чаще всего композиций присадок разного функционального действия. Смешение (компаундирование) - один из важных процессов заключительной стадии производства товарных нефтепродуктов, включающий в себя разработку и использование наиболее эффективных технологических схем и систем управления, расчеты оптимальных рецептур смесей с учетом показателей свойств товарных масел и т. д. В зависимости от требований к качеству товарных масел, наличия необходимых компонентов, объема резервуарных парков и других технологических возможностей прозводства применяют разные методы смешения: периодическое частичное смешение в трубопроводе и непрерывное смешение в трубопроводе. Периодическое смешение относится к числу старых методов и заключается в последовательной закачке базовых масел в резервуар и циркуляции смеси насосом до получения однородного по составу и свойствам продукта. При достижении необходимой вязкости масла в резеруар закачивают присадки и смесь прокачивают через подогреватель в течение 6-8 ч. Периодический способ смешения имеет низкую производительность и трудоемок. Его обычно используют на заводах, выпускающих ограниченный ассортимент товарных масел. При частичном смешении в трубопровод одновременно вводят все компоненты товарных масел в необходимых соотношениях. Состав и свойства масел окончательно корректируют, добавляя необходимое количество компонентов. Такой метод смешения используют для приготовления масел, состоящих из небольшого числа компонентов довольно постоянного качества. Значительно эффективнее и экономичнее схема непрерывного смешения компонентов масел и присадок в трубопроводах с использованием автоматизированных станций смешения. В этом случае все компоненты подают в трубопровод в точно заданных соотношениях, и в любой момент в смесительном кол лекторе получают товарное масло требуемого качества. При этом обязательно используют автоматические анализаторы качества на потоках, на технологических трубопроводах устанавливают фильтры, газоотделители, измерители расхода и исполнительные устройства в соответствии с технологическими требованиями и заданными физико-химическими показателями товарных масел. Автоматическое смешение компонентов масел в трубопроводе обеспечивает не прерывность процесса компаундирования и позволяет снизить температур} время приготовления масел за счет исключения циркуляции, повысить точность дозировки компонентов, сократить расход дорогостоящих компонентов - присадок, а также электроэнергии, улучшить условия труда и с области требования техники безопасности. Эксплуатация автоматических станций смешения дает значительный экономический эффект, складывающийся из увеличения точности смешения и экономии дорогостоящих компонентов (60-70 %), ускорения оборачиваемости резервуаров (15-20%), сокращения резервуарного парка (10-15%), экономии электроэнергии (5-15%). Капитальные затраты окупаются через 1-2 года. Пропускная способность станций смешения при поступлении компонентов с технологических установок значительно ниже, чем при совмещении компонентов, поступающих из резервуаров. Для стабилизации расходов и качественных показателей компонентов, поступающих на смешение, между установками и узлом смешения часто вводят промежуточные резервуары небольшой емкости для хранения избытка компонентов или возмещения их недостатка. На многих заводах применяют станции смешения, представляющие собой комбинацию схем, сочетающие периодическое и непрерывное смешение масляных компонентов и присадок. Широко распространена схема смешения по базовому компоненту, т. е. Один или два основных компонента, принятые за базовые и составляющие основную часть товарного масла, подают непосредственно с технологических установок, а другие компоненты - из резервуаров. При такой схеме увеличивается гибкость узла смешения, значительно сокращается резервуарный парк и упрощается нахождение оптимальных смесей.
Пластичные смазки представляют собой высокоструктурированные тиксотропные дисперсии твердых загустителей в жидкой среде. Они относятся к числу смазочных материалов, широко используемых в различных областях техники. Первый смазкой была колесная смазь, изготовленная из нефтяных остатков, загущенных кальциевыми мылами смоляных кислот. Всесторонние исследования смазок выявили их коллоидную природу, позволили научно обоснованно подойти к их производству и применению. Несмотря на сравнительно малые объемы производства по разнообразию областей применения смазки превосходят другие смазочные материалы. Смазки состоят из трех компонентов: 70-90% дисперсионной среды (жидкой основы); 10-13% дисперсной фазы (твердого загустителя) и 1-15% добавок (модификаторов структуры, присадок и наполнителей). В качестве дисперсионной среды используют преимущественно нефтяные масла, иногда - синтетические или их смеси с нефтяными маслами. Наиболее широко используют индустриальные масла средней вязкости. Синтетические масла (сложные эфиры, фтор- и хлорорганические жидкости) применяют, для приготовления смазок, используемых в высокоскоростных подшипниках, работающих в широком диапазоне температур. В связи с высокой стоимостью синтетических масел, а также с целью улучшения их отдельных эксплуатационных свойств используют смеси синтетических и нефтяных масел. Загустителями являются металлические мыла (соли высокомолекулярных жирных кислот), твердые нефтяные углеводороды (церезины, петролатумы) и некоторые продукты неорганического (бентонит, силикагель) и органического (пигмены, сажи, кристаллические полимеры, производные мочевины) происхождения. Наиболее распространенными загустителями являются мыло и твердые углеводороды. В зависимости от типа загустителя содержание его в смазках колеблется от 8 до 25% (масс). Для регулирования структуры и улучшения функциональных свойств в смазки вводят добавки - наполнители и присадки. Наполнители — твердые высокодисперсные вещества, практически нерастворимые дисперсионной среде и всегда образующие в смазках самостоятельную фазу с частицами размером, значительно превосходящим размеры мыльных волокон.
Присадки в отличие от наполнителей почти всегда растворимы в дисперсионной среде и оказывают существенное влияние на структуру и реологические (объемно-механические) свойства смазок, что осложняет их применение по сравнению с маслами. Для улучшения свойств смазок применяют в основном те присадки, что и при производстве нефтяных масел; основными являются анти окислительные, противозадирные и противоизносные, ингибиторы коррозии. Смазки классифицируют по составу и назначению. Поскольку определяющее влияние на структуру и свойства смазок оказывают загустители, по тип загустителя положен в основу классификации смазок по составу. По типу загустителя смазки подразделяют на мыльные, углеводородные и смазки на неорганических загустителях. Мыльные смазки, в зависимости от состава загустителе делятся на обычные мыльные смазки, смазки на комплексных (в состав загустителя входят соли низко- и высокомолекулярных кислот) и смешанных (в состав загустителя входят соли различных металлов) мыльных загустителях. По типу катиона молекулы мыла смазки делят на кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и т. д. В зависимости от состава жиров выделяют смазки на синтетических (фракции СЖК, получаемые окислением парафинов) и на природных (смеси гидрированных растительных и животных) жирах, а также на технических жирных кислотах.
По назначению смазки делят на антифракционные - для снижения трения и износа деталей машин и механизмов: консервационные - для защиты металлических изделий от коррозии; уплотнительные - для герметизации трущихся поверхностей, зазоров и щелей; специальные -фракционные, приработочные, противообледенительные и т. д. Большая часть смазок относится, как по ассортименту, так и по объему производства, к первым двум группам. Для приготовления антифрикционных смазок применяют в основном мыльные загустители; для консервационных — углеводородные загустители. Нефтяные растворители широко используют при производстве лаков, красок, эмалей, клеев и других продуктов. В качестве растворителей применяют, узкие прямогонные нефтяные фракции с температурой начала кипения не ниже 70-80 °С. Это важно с точки зрения техники безопасности и минимальной токсичности растворителей. Низкая температура конца кипения (до 120 °С) позволяет легко отогнать растворитель или обеспечить высокую скорость его испарения при высыхании лака (резинового клея). НЛП вырабатывает более 10 различных растворителей: бензин - БР - 1 («галоша»); Б - 2, экстракционный, для лакокрасочной промышленности (уайт-спирит); для про-мышленно - технических целей; петролейный эфир, а также продукты ароматического ряда (бензол, толуол и т.д.)
Смазочно - охлаждающие жидкости (СОЖ) применяют для облегчения резания металлов, являющегося одним из распространенных и весьма трудоемких процессов в машиностроении. Процессы резания в зависимости от назначения, условий проведения, состава и свойств обрабатываемого металла существенно различаются скоростями (до 80 м/с), локальными температурами поверхностей трения (до 1700 °С) и контактными давлениями (до 4000 МПа). Применение высококачественных СОЖ позволяет увеличить скорость резания и уменьшить износ дорогостоящего режущего инструмента. В настоящее время резание металлов осуществляется с применением масляных, водно-масляных и водных сред с добавками ПАВ, химически активных присадок и твердых высокодисперсных порошков. Наиболее широко применяют водно-масляные СОЖ, эмульсии типа «масло в воде», а также водные растворы растворимых в воде масел с присадками (растворимые масла). Значительно реже, при резании труднообрабатываемых материалов, применяют нефтяные масла с композициями присадок.
Нефтяные пластификаторы. При производстве шин, резиновых технических изделий и полимерных материалов применяют различные по составу нефтяные продукты, выполняющие функции пластификаторов - наполнителей каучуков и умягчителей резин. Пластификаторы - наполнители улучшают пластические свойства каучуков и значительно удешевляют их. Вместе с тем по прочностным свойствам резины на основе маслонаполненных каучуков уступают продуктам без добавок. Пластификаторы - умягчители улучшают обрабатываемость резиновых смесей, диспергирование частиц сажи и других наполнителей в резиновых смесях, низкотемпературные свойства и удешевляют готовую продукцию. В качестве пластификаторов применяют нефтяные продукты, а также продукты переработки каменных углей и сланцев, вещества растительного происхождения и синтетические (простые и сложные эфиры). В зависимости от назначения используются нефтяные пластификаторы разного химического состава: от чистых парафине - нафтеновых углеводородов до высокоароматизированных продуктов.
Нефтяной кокс представляет собой твердый пористый продукт черного света, состоящий тугоплавких продуктов глубокого уплотнения нефтяных углеводородов (карбоидов) и смолисто - асфальтеновых веществ с незначительным содержанием органических солей. Элементный состав кокса (%): 90-97 углерода, 2-8 водорода, остальное - сера, азот, кислород и зола, в состав которой входят металлы (ванадий, никель и т. д.). Кокс широко применяют в различных областях народного хозяйства. Наибольшее количества кокса потребляет цветная металлургия, при производстве алюминия, для приготовления анодной массы и обожженных анодов алюминиевых электролизеров, графитированных электродов и углеграфитовых конструкционных изделий. Для получения нефтяных коксов используется разное по составу сырье: тяжелые остатки переработки нефти - мазуты и гудроны, крекинг - остатки и тяжелые газойли каталитического крекинга, смолы пиролиза, асфальт с установок деасфальтизации и остаточные экстракты селективной очистки деасфальтизатов фенолом.
Технический углерод (сажа) представляет собой высокодисперсный продукт черного цвета, получаемый при высокотемпературном (1200-2000 °С) разложении углеводородов. Основными элементами сажи являются углерод (90-99 %), водород (0,3-0,5 %) и кислород (0,1-7 %), содержание которых колеблется в зависимости от состава сырья и технологии производства. В саже может содержаться также до 1,5 % серы и до 0,5 % золы. Получают сажу печным, канальным (или диффузионным) и термическим методами. Сажа образуется в результате процессов испарения и горения, газификации и термического разложения нефтяного сырья с последующим взаимодействием частиц сажи с газообразными продуктами реакций. Сырьем для производства сажи являются в основном жидкие нефтепродукты, а также природные и попутные газы. Жидкое нефтяное сырье должно быть высокоароматизированным и выкипать в узких пределах: термические и каталитические газойли, экстракты, зеленое и антраценовое масла, пековый дистиллят и т.д. Основные показатели качества сажи - размер частиц (дисперсность, размеры и форма сажевых агрегатов), структурность, удельная поверхность, адсорбционная способность, содержание летучих, серы, посторонних включений, зольность и рН-водной суспензии. Для некоторых марок оценивают показатели тепло- и электрофизических свойств, содержание частиц кокса. Свойства сажи определяются составом сырья и способом производства. Выпускают более 20 марок сажи, которые классифицируют: по способу производства; по составу сырья; по удельной поверхности; по степени структурности. Применяют сажу в основном для повышения прочности каучуков при производстве шин и резино-технических изделий, в качестве пигмента в полиграфической и лакокрасочной промышленности, в производстве взрывчатых веществ, копировальной бумаги, пластинок (музыкальных дисков), изоляционных материалов, карандашей и т.д.
Нефтяные битумы представляют собой жидкие, полутвердые или твердые нефтепродукты, вырабатываемые из гудронов, концентратов, крекинг-остатков и некоторых тяжелых побочных продуктов, получаемых при выработке нефтяных масел. Битумы широко применяют в дорожном строительстве, в качестве водонепроницаемого и связывающего материала, для защиты от воды при строительстве гидротехнических сооружений; при производстве кровельных материалов (лаков и мастик) и противокоррозионных покрытий. По областям применения битумы делятся на дорожные, строительные и специальные; по способу производства - на остаточные, окисленные и компаундированные. Элементный состав битумов: 80-85 % углерода; 8-11,5 % водорода; 0,2-4 % кислорода; 0,5-7 % серы; 0,2-0,5 % азота; а также металлы (никель, ванадий, железо, натрий). Они представляют собой сложную коллоидную систему, состоящую из асфальтенов, высокомолекулярных смол и масел: асфальтены придают твердость и высокую температуру размягчения; смолы повышают цементирующие свойства и эластичность; масла являются разжижающей средой, в которой растворяются смолы и набухают асфальтены. Различают три основных способа производства нефтяных остатков перегонкой их в вакууме в присутствии водяного пара или инертного газа (остаточные битумы); окисление кислородом воздуха тяжелых нефтяных остатков-гудронов, полугудронов, высокомолекулярных экстрактов и крекинг-остатков (окисленные битумы); компаундирование (смешение) различных нефтяных остатков с высококипящими дистиллятами и окисленными или остаточными битумами (компаундированные битумы).
Нефтяные парафины представляют собой продукты белого или желтого цвета, состоящие преимущественно из парафиновых углеводородов нормального строения. По температуре плавления различают парафины жидкие (< 27 °С) и твердые (28-70 °С); твердые парафины делятся на мягкие (28-45 °С); средне-плавкие (45-50°С) и твердые (50-65 °С). Очищенные парафины могут быть ма- товыми или прозрачными.. Матовость обусловлена оптической анизотропностью его кристаллов, а также трещинами между ними. Прозрачны обычно парафины узкого фракционного состава. При длительном хранении парафин становится более прозрачным, что объясняется происходящей в нем рекристаллизацией, сопровождающейся укрупнением кристаллов, в результате чего свето-рассеивание уменьшается. К эксплуатационным свойствам относятся твердость, механическая прочность, эластичность и т.д. Все они зависят от химического состава, вида связей между молекулами, их строения и плотности упаковки. При одинаковой температуре плавления парафины имеют большую твердость, чем церезины. Они при испытании в статических условиях имеют высокую механическую прочность, а в динамических условиях они хрупки. Церезины представляют собой кристаллические продукты от желтого до коричневого цвета, в состав которых входят нафтеновые и ароматические углеводороды с длинными алкильными цепями преимущественно изостроения, а также высокомолекулярные парафиновые углеводороды нормального и изостроения. Молекулярная масса церезинов составляет от 500 до 750. В отличие от парафинов церезины при равной молекулярной массе имеют более высокие температуру плавления, вязкость и плотность; они менее тверды и более пластичны, чем парафины. Промышленностью вырабатывается широкий ассортимент нефтяных церезинов различного назначения. Часто парафины и церезины в чистом виде не удовлетворяют требованием потребителей по тем или иным свойствам. Необходимых качеств достигают при их смешении, получая композиции для кондитерской и сыродельной промышленности. Церезины широко применяют в производстве пластичных смазок, вазелинов (смесь церезина и петролатума с нефтяным маслом); предметов бытовой химии (мастик, свечей, гуталинов); в качестве пропиточного и изоляционного материала в электро- и радиотехнической промышленности.
1. Сущность процесса компаундирования.
2. Преимущество непрерывного смешения.
3. Назначение пластических смазок.
4. Классификация смазок.
5. Что представляют собой наполнители?
Литература
1. Черножуков Н.И. Технология переработки нефти и газа. Часть III М., Химия,1982.
2. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа. Учебное пособие для вузов. Уфа, Гилем, 2002, 672 с.






