Нормативный метод учёта затрат туристских предприятий

Метод нормативного определения затрат возник в начале ХХ века в США. Это был один из принципов научного менеджмента, предложенных Ф.Тейлором, Г. Эмерсоном, Г. Гантом и другими инженерами, работы которых дали импульс развитию системы нормативного учета затрат. Они использовали стандарты, чтобы выявить «единственный наилучший путь использования труда и сырьевых материальных ресурсов». Стандарты обеспечивали информацией для планирования хода работы таким образом, чтобы потребление материальных и трудовых ресурсов сводилось к минимуму.

Следует отметить, что сторонники научного менеджмента не рассматривали стандарты как инструмент контроля финансовых издержек. Впервые полную действующую систему нормативного определения затрат в 1911 г. разработал и внедрил в США Ч. Гаррисон. Многие разработанные им положения нашли свое отражение в системе «Стандарт-кост» (Standard costing).

Нормативный метод определения затрат в нашей стране впервые возник в период индустриализации промышленности на предприятиях машиностроения. Большой вклад в разработку системы нормативного метода определения затрат в период его формирования в тридцатые годы вложили проф. М.Х. Жебрак, проф.Е.Г. Либерман, проф. Кипарисов В.Ф., В.Ф. Базанов, Л.Н. Левин и др.

Возникновение и развитие вышеуказанных систем как в США, так и в нашей стране вызывалось усложнением производства, увеличением его объемов и необходимостью углубления контроля за затратами производства.

Норма – это предельно допустимая (максимальная или минимальная) величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции. [6]

Норматив – (от лат. normatio - упорядочение) экономический, технический и т. д. показатель норм, в соответствии с которыми производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа. [7]

Нормативные издержки — технология расчета себестоимости по заранее установленным нормативам. Готовая продукция или услуга оцениваются на основе запланированного выпуска. Когда объем производства фиксирован, необходимое количество материалов и затраты труда известны. Величина накладных расходов считается заданной.

Нормативные затраты – это заранее предопределенные, реализованные прямые затраты на материалы, оплату труда и т.д., включая производственные накладные затраты, которые обычно определяются на единицу готовой продукции или услуги.

Нормативные затраты на формирование и реализацию тура в туристском предприятии могут состоять из следующих элементов:

1. Нормативная цена единицы материалов (вспомогательные материалы офисного и хозяйственного назначения), которая включает затраты по приобретению этого материала с учетом транспортных, заготовительных расходов.

2. Нормативное количество (норма расхода) материала – количество материала, необходимое для нормальной работы офиса туроператора или турагента.

3. Норматив времени (затраты труда) на один тур – количество человеко-часов, необходимое для формирования и реализации одного тура.

4. Нормативная ставка оплаты труда – часовая тарифная ставка.

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов – определяется отношением общей суммы переменных общепроизводственных расходов к нормативной величине показателя, принятого за базу расчета. Базой для отнесения переменных общепроизводственных расходов могут быть прямые затраты на заработную плату, продолжительность выполнения и др. Чаще всего в системе «стандарт – кост» в качестве базы отнесения общепроизводственных расходов выступает показатель прямых затрат по заработной плате.

6. Нормативная величина (нормативный коэффициент) постоянных общепроизводственных расходов (определяется аналогично нормативной величине переменных общепроизводственных расходов).

Для туристских организаций - турагентов, оказывающих услуги, существенное значение имеют последние четыре элемента, так как материальные затраты в их деятельности представлены, в основном, офисными расходными материалами, и их доля в себестоимости услуг невелика.

Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо - часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда.

Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам)отражает время, необходимое для каждого подразделения, чтобы произвести одну услугу или комплекс услуг. Нормо-часы трудовых затрат должны регулярно пересматриваться и корректироваться по мере внедрения более совершенных информационных технологий и методов организации труда. Ответственность за разработку этого норматива несет менеджер соответствующего подразделения.

Нормативная ставка прямой оплаты трудавыражает почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты труда достаточно легко определяемы, так как они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией.

Общепроизводственные нормативные расходыпредставляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нормативных коэффициентах, вычисленных таким же образом, как нормативы. Однако существует одно главное различие: нормативный коэффициент общепроизводственных расходов состоит из двух частей – для переменных и для постоянных затрат, при расчете которых используются разные базы.

Значимость выявленных отклонений определяется в каждом случае менеджером; обычно значимым считается отклонение, если оно составляет более 10% суммы нормативных затрат.

Нормативная система учета затрат представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости турпродуктов и осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Данная система более пригодна для использования в гостиничном, нежели в туристском бизнесе, где доля собственных материальных затрат организации мала.

Если нормы устанавливаются в абсолютном выражении (например, норма времени в нормо-часах), то нормативы выражаются, как правило, в коэффициентах или в процентах на все виды используемых ресурсов.[8]

По объектам нормирования вся нормативная база подразделяется на:

§ нормы использования трудовых ресурсов;

§ нормы запасов и расходования товарно-материальных ценностей;

§ нормы использования основных фондов;

§ нормы и нормативы организации производственных процессов;

§ нормы и нормативы использования финансовых ресурсов.

По масштабам применения нормативная база делится на:

§ нормы и нормативы, установленные на основе государственных стандартов и требований;

§ нормы и нормативы, рекомендованные к установлению на отраслевом уровне;

§ корпоративные нормативы;

§ предметные, пооперационные нормы, разрабатываемые туристским предприятием.

По времени действия нормы и нормативы делятся на:

§ перспективные;

§ текущие.

Нормы и нормативы должны быть обоснованы:

§ организационно - техническими условиями, влияющими на их величину;

§ экономическими условиями, т.е. нормы затрат того или иного ресурса должны давать возможность выбора эффективного варианта деятельности;

§ социальными условиями. Социальное обоснование норм предусматривает обеспечение содержательности труда, повышение интереса к работе.

Сущность нормативной системы заключается в следующем:

1. Установление норм, т.е. допустимых объемов расходования материальных ресурсов.

2. Планирование совокупных затрат на основе норм, обеспечивающих выполнение поставленных задач.

3. Документирование затрат на основе норм путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов или производственных целей, обоснованных нормами и нормативами.

4. Отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам. Калькулирование основывается на нормативах затрат, а отклонение от норм по мере их возникновения отражается на счетах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение производственных ресурсов.

5. Выявление отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления.

Нормативный метод учета затрат на производство услуг и калькулирование себестоимости продукции более других отвечает потребностям нормативной системы управления издержками.

Основные этапы этой системы:

§ нормирование сроков формирование турпродуктов;

§ нормирование ассортимента и качества турпродуктов;

§ расходование и использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства;

§ планирование, учёт и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.

Фактические затраты на производство не всегда совпадают с нормативными значениями. Всегда следует анализировать причины отклонений. Разница между нормативами и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаруживается отклонение, необходимо выяснить причину его происхождения. Этот процесс, известный как анализ отклонений, является эффективным инструментом контроля затрат и всей системы управления.

Виды отклонений:

I. Отклонение затрат основных материалов;

II. Отклонение прямых трудовых затрат;

III. Отклонение общепроизводственных расходов.

I. Отклонения по прямым затратам на материалы

DМ = Мн(ф) – Мф (2),

где Мн(ф) – нормативная величина прямых затрат на материалы в расчете на фактический объем производства;

Мф – фактический расход материалов;

а) отклонение по количеству используемых материалов:

DМ’ = (Nф × Цн) – (Nн × Цн) = Цн × (Nф – Nн) (3),

где Nф – фактически израсходованное количество материалов;

Nн – расход материалов по нормативам;

Цн – предполагаемая цена за единицу материала;

б) отклонение по цене используемых материалов:

DМ’’ = (Nз × Цф) – (Nз × Цн) = Nз × (Цф – Цн) (4),

где Nз – количество закупленных материалов;

Цн – нормативная (предполагаемая) цена за единицу материала;

Цф – фактическая цена закупки материала (в расчете на единицу).

Отклонение считается благоприятным (б), если фактические затраты по элементу затрат оказываются меньше нормативных. В противном случае отклонение неблагоприятное (н).

Превышение фактических затрат может произойти:

1) из-за более высокой цены закупки;

2) из-за превышения норм расхода материала.

II. Отклонения по прямым затратам на заработную плату.

DЗП = ЗПн(ф) – ЗПф (5)

ЗПн(ф) = nн × Vф × Тн (6),

где ЗПн(ф) – прямые затраты по заработной плате по нормативу в расчете на фактический объем реализации туруслуг;

nн – норматив затрат труда (чел-ч) на формирование и реализацию одного тура;

Vф – фактический объем реализации туруслуг;

Тн – нормативная ставка оплаты труда, руб/ч;

а) отклонения по затратам труда:

DЗП’ = nф × Vф × Тн – nн × Vф × Тн = Тн × Vф × (nф – nн) (7), где nф – фактические затраты труда на формирование и реализацию одного тура;

б) отклонения по ставке оплаты труда:

DЗП’’ = nф × Vф × Тф – nф × Vф × Тн = nф × Vф × (Тф – Тн) (8). Общее отклонение по прямым затратам на зарплату

DЗ = ± DЗП’± DЗП’’ (Н – Б).

III. Отклонение по переменным общепроизводственным расходам.

Анализ отклонений производится аналогично анализу отклонений по прямым затратам на заработную плату.

а) отклонение по ставке (коэффициенту) расходов:

DОПР’ = Кф × nф × Vф – Кн × nф × Vф (9),

где Кф – фактический коэффициентов примененных общепроизводственных расходов:

. (10).

Если сумма расходов увеличивается, то отклонение неблагоприятное (Н);

б) отклонение переменных ОПР в связи с изменением базы отнесения расходов.

DОПР’’ = Кн × nф × Vф – Кф × nн × Vф = Кн × Кф × (nф – nн) (11).

Значимость выявленных отклонений определяется в каждом случае менеджером; обычно значимым считается отклонение, если оно составляет более 10% суммы нормативных затрат.

Общее отклонение затрат основных материалов определяется как разница между фактическими и нормативными затратами материалов.

Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как разница между фактическими и нормативными затратами труда на оказанные услуги.

Контролирование общепроизводственных расходов.

Для осуществления контроля данных затрат имеет смысл привязать переменные общепроизводственные расходы к операционным подразделениям, - в этом случае определенный контроль становится возможным. Сначала вычисляют общее отклонение общепроизводственных расходов как разницу между фактическими и нормативными общепроизводственными расходами, начисленными с использованием коэффициентов переменных и постоянных общепроизводственных расходов. Затем выделяются два вида отклонений:

§ контролируемое отклонение общепроизводственных расходов- разница между фактически понесенными и бюджетными (запланированными) общепроизводственными расходами в расчете на достигнутый уровень производства услуг. Это позволяет оценить результаты деятельности подразделений и конкретных менеджеров, не зависящие от изменения уровня производства.

§ отклонение общепроизводственных расходов по объему определяется как разница между бюджетными общепроизводственными расходами в расчете на достигнутый уровень производства услуг и общепроизводственными расходами, отнесенными на готовую продукцию по нормативным коэффициентам для переменных и постоянных общепроизводственных расходов. Отклонение общепроизводственных расходов по объему наблюдается в случае отклонения фактического объема производства от запланированного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: