Иерархии ценностей и уровень образования

Иерархия ценностей зависит также и от уровня образования. В выборке представлено 13% респондентов с высшим или незаконченным высшим образованием, 34% респондентов со средним специальным образованием, 33% респондентов со средним образованием и 18% респондентов с незаконченным средним образованием.

  Высшее и незаконченное высшее образование %   Среднее специальное образование %
1. Законность   1. Мир  
2. Семья   2. Законность  
3–4. Мир   3. Безопасность  
3–4. Стабильность   4. Семья  
5. Безопасность   5. Стабильность  
6–7. Труд   6–7. Труд  
6–7. Духовность   6–7. Достаток  
8. Культура   8. Справедливость  
9. Свобода   9–10. Свобода  
10. Процветание   9–10. Могущество  
11. Могущество   11. Порядок  
12. Любовь   12. Культура  
13–14. Порядок   13. Процветание  
13–14. Справедливость   14. Любовь  
15. Достаток   15. Духовность  
  Среднее образование %   Незаконченное среднее образование %
1. Мир   1. Мир  
2. Законность   2–3. Труд  
3–4. Безопасность   2–3. Семья  
3–4. Семья   4. Безопасность  
5. Труд   5. Законность  
6–7. Стабильность   6. Порядок  
6–7. Достаток   7. Справедливость  
8–9. Могущество   8–9. Стабильность  
8–9. Справедливость   8–9. Достаток  
10–11. Порядок   10. Могущество  
10–11. Процветание   11. Процветание  
12–13. Свобода   12. Милосердие  
12–13. Любовь   13. Дом  
14. Дом   14. Любовь  
15. Культура   15. Порядочность  

Мы видим, что в группе лиц с высшим образованием ведущее место с явным отрывом занимает Законность. Это может свидетельствовать о понимании данной группой того значения, которое имеет законность для нормальной жизнедеятельности общества. Характерно, что Семья в этой группе занимает более высокое место, чем у лиц со средним и средним специальным образованием. Она обгоняет даже Мир, который в других группах, как показал анализ половозрастных различий, а также различий, связанных с местом проживания, всегда устойчиво доминирует над Семьей. Одновременно достаточно высокое место в иерархии занимают Культура, Духовность и Свобода.

Вместе с тем Порядок, Достаток и Справедливость находятся внизу иерархии, что требует специального анализа. В соответствии с уже высказанными предположениями Порядок при иерархизации с ограниченным выбором находится в реципрокных отношениях с Законностью. Фактически оба эти слова описывают сходный набор значений, но при этом круг значений слова "законность" намного шире круга значений "порядка". Однако для лиц с невысоким образовательным уровнем "законность" остается некоторой абстракцией, не наполненной надлежащим смыслом. В то же время для тех, кто хорошо представляет себе весь тот смысловой ряд, который стоит за "законностью", "порядок" по праву занимает подчиненное положение.

В свою очередь место Справедливости, вероятно, зависит от того, насколько, по ощущению человека, удовлетворена потребность в ней. Наши данные показывают, что, чем ниже уровень образования, а значит, и положение человека в обществе и, соответственно, степень его социальной защищенности, тем выше потребность в справедливости и место Справедливости на шкале общественных ценностей.

Низкая значимость Достатка у людей с высшим образованием может вовсе не означать хорошей материальной обеспеченности. Высокий социальный статус лиц с высшим образованием в настоящее время никак не коррелирует с их доходом. Более того, материальное положение интеллигенции сейчас таково, что многие научные работники находятся на грани нищеты. Однако данные опроса свидетельствуют, что Достаток находится на последнем месте в представленной иерархии. Этот феномен можно объяснить тем, что материальные потребности занимают у людей с высоким образовательным уровнем подчиненное положение по отношению к потребностям духовным. Такое предположение подтверждается также тем высоким местом, которое занимают Духовность и Культура в иерархии ценностей людей, получивших высшее образование.

Интересно выявленное в опросе соотношение между Достатком и Процветанием. В российской культуре соответствующие слова, будучи несомненно связанными по смыслу, все-таки не являются синонимами. Это можно было видеть на втором этапе исследования, когда испытуемые отнесли указанные понятия к разным классам. Ответы респондентов на последующем этапе подтвердили правильность сделанных тогда выводов. Анализ ответов лиц с разным уровнем образования показывает, что между Достатком и Процветанием не существует тех реципрокных отношений, которые отмечаются между Законностью и Порядком. Так, у людей с высшим образованием Процветание занимает невысокое место, а Достаток находится в последней строке. У лиц со средним образованием Процветание находится на том же уровне, в то время как Достаток попадает в первую половину списка.

Объяснением, как всегда, могла бы послужить смысловая наполненность этих понятий у разных слоев населения. Такое исследование, несомненно, будет проведено. Пока же можно лишь предположить, что Процветание для людей с высшим образованием означает нечто иное, чем для лиц со средним образованием. Полученные данные позволяют лишь констатировать отсутствие устойчивой связи Процветания с Достатком.

В структуре ценностей лиц со средним специальным образованием Семья занимает более низкое место, чем у людей с высшим образованием, – примерно такое же, как у лиц со средним образованием. Снижается также значимость Культуры и Духовности. Зато более высокое место занимают такие ценности, как Мир, Безопасность и Стабильность, резко повышается значимость Достатка, а также Справедливости. В соответствии с описанным выше механизмом при снижении в списке ранга Законности повышается ранговое место Порядка.

Структура ценностей у лиц со средним образованием в известной степени напоминает структуру ценностей у лиц с образованием средним специальным. Самое заметное отличие – исчезновение из иерархии 15 главных ценностей Духовности и появление вместо нее Дома. Кроме того, можно отметить резкое снижение места Свободы и Культуры, а также некоторое снижение места Стабильности – при повышении значения таких ценностей, как Могущество, Процветание, Порядок, а также Труд.

Структура ценностей у лиц с незаконченным средним образованием сохраняет те же тенденции, которые были обнаружены при переходе от высшего образования к среднему. Резко повышается место Труда; продолжает уменьшаться значение Законности – с одновременным возрастанием значения Порядка; вместе с Духовностью из списка 15 главных ценностей исчезают Культура и Свобода, а взамен, помимо Дома, появляются Порядочность и Милосердие – ценности, свидетельствующие о недостаточной социальной защищенности данного слоя населения. Кроме того, ценность Семьи возвращается на то высокое место, которое было отмечено у лиц с высшим образованием.

Если учесть вхождение ценностей в один класс, то дифференциация их структур в зависимости от уровня образования будет выглядеть следующим образом.

  Высшее и незаконченное высшее образование %   Среднее специальное образование %
1. Мир 48,0 1. Мир 57,0
2. Стабильность 48,0 2. Законность, Безопасность, Порядок (3) 46,3
3. Законность, Безопасность, Порядок (3) 45,3 3. Стабильность 44,0
4. Труд 40,0 4. Семья, Достаток (10) 42,5
5. Семья, Достаток (10) 38,5 5. Труд 40,0
6. Культура (9) 38,0 6. Справедливость 36,0
7. Свобода 35,0 7. Свобода 35,0
8. Духовность, Любовь (11) 35,0 8. Могущество (1) 35,0
9. Процветание (2) 34,0 9. Культура (9) 34,0
10. Могущество (1) 33,0 10. Процветание (2) 32,0
11. Справедливость 29,0 11. Любовь, Духовность (11) 29,0
  Среднее образование %   Незаконченное среднее образование %
1. Мир 56,0 1. Мир 60,0
2. Законность, Безопасность, Порядок (3) 44,3 2. Труд 49,9
3. Труд 42,0 3. Безопасность, Законность, Порядок (3) 45,3
4. Стабильность 39,0 4. Справедливость 41,0
5. Могущество (1) 38,0 5. Стабильность 39,0
6. Справедливость 38,0 6. Семья, Достаток, Дом (10) 38,6
7. Семья, Достаток, Дом (10) 36,6 7. Могущество (1) 33,0
8. Процветание (2) 36,0 8. Процветание (2) 30,0
9. Свобода 31,0 9. Милосердие, Порядочность (8) 7,0
10. Любовь (11) 31,0 10. Любовь (11) 26,0
11. Культура (9) 24,0      

Различия в иерархии ценностей
по социальным группам

Не менее интересные различия были выявлены и при анализе различных социальных слоев населения. В выборке насчитывалось 2% крупных руководителей или членов общего руководства, 3% руководителей подразделений, 13% специалистов с высшим образованием, 14% служащих без высшего образования, 24% рабочих, 3% колхозников, 6% учащихся и студентов, 3% домохозяек, 4% безработных и 25% пенсионеров и инвалидов.

  Крупные руководители %   Руководители подразделений %
1. Мир   1. Законность  
2. Законность   2. Безопасность  
3. Свобода   3. Труд  
4. Труд   4. Мир  
5. Достаток   5. Стабильность  
6. Семья   6. Семья  
7. Культура   7–8. Могущество  
8–9. Духовность   7–8. Культура  
8–9. Любовь   9. Порядок  
10–11. Безопасность   10–11. Достаток  
10–11. Могущество   10–11. Справедливость  
12. Порядок   12. Свобода  
13. Стабильность   13. Профессионализм  
14–15. Процветание   14. Демократия  
14–15. Порядочность   15. Процветание  
14–15. Демократия        
  Специалисты %   Служащие %
1. Мир   1. Мир  
2. Законность   2. Семья  
3–4. Семья   3. Законность  
3–4. Стабильность   4. Безопасность  
5. Безопасность   5. Труд  
6–7. Труд   6. Стабильность  
6–7. Культура   7–8. Достаток  
8. Духовность   7–8. Справедливость  
9–10. Свобода   9–10. Могущество  
9–10. Процветание   9–10. Процветание  
11–12. Могущество   11. Любовь  
11–12. Любовь   12–13. Порядок  
13. Достаток   12–13. Культура  
14. Справедливость   14. Духовность  
15. Порядок, Прогресс   15. Свобода  
  Рабочие %   Колхозники %
1. Мир   1. Семья  
2. Законность   2. Мир  
3. Безопасность   3–4. Труд  
4. Семья   3–4. Могущество  
5. Стабильность   5–6. Безопасность  
6. Достаток   5–6. Достаток  
7. Порядок   7. Дом  
8. Труд   8. Стабильность  
9–10. Могущество   9–10. Порядок  
9–10. Процветание   9–10. Справедливость  
11–12. Свобода   11–12. Законность  
11–12. Справедливость   11–12. Любовь  
13. Любовь   13. Успех  
14. Дом   14. Согласие  
15. Культура   15. Процветание  
  Учащиеся и студенты %   Домохозяйки %
1. Мир   1. Законность  
2. Свобода   2. Мир  
3. Законность   3. Безопасность  
4. Любовь   4. Семья  
5. Безопасность   5–6. Стабильность  
6. Семья   5–6. Справедливость  
7–8. Стабильность   7. Труд  
7–8. Могущество   8. Любовь  
9. Справедливость   9. Порядок  
10–11. Труд   10. Достаток  
10–11. Достаток   11. Духовность  
12. Процветание   12–14. Свобода  
13–14. Духовность   12–14. Процветание  
13–14. Культура   12–14. Милосердие  
15. Успех   15. Культура  
  Безработные %   Пенсионеры и инвалиды %
1. Мир   1. Мир  
2. Семья   2. Законность  
3. Безопасность   3. Труд  
4. Законность   4. Безопасность  
5. Стабильность   5. Справедливость  
6. Любовь   6. Порядок  
7. Достаток   7. Семья  
8. Процветание   8. Стабильность  
9–10. Порядок   9. Могущество  
9–10. Свобода   10. Достаток  
11. Могущество   11. Процветание  
12. Труд   12. Милосердие  
13–14. Духовность   13. Порядочность  
13–14. Культура   14. Духовность  
15. Справедливость   15. Культура, Согласие  

В списке ценностей крупных руководителей (без разделения их на руководителей государственных и коммерческих предприятий) наблюдается единственное и легко объяснимое отличие от списка, полученного по всей выборке. Ценность Справедливость, связанная с потребностью в защите, здесь заменена Порядочностью, нехватка которой переживается, вероятно, руководителями данного уровня весьма остро. Очень высокий ранг имеет Свобода, под которой может подразумеваться свобода коммерческой и иной деятельности, а вовсе не обязательно политическая. Намного выше, чем в среднем по выборке, руководители высшего звена оценивают Духовность, Культуру и Любовь. Не меньшая разница проявляется и в отношении к Труду. Достаточно высоко в данной иерархии находится также стремление к Достатку.

В то же время крупных руководителей мало волнуют Стабильность и Процветание – может быть, потому, что сами они в какой-то мере уже добились и того, и другого. При анализе этого факта следует, вероятно, исходить из того, что, как указывалось выше, Процветание в сознании людей вовсе не обязательно связано с Достатком. Не очень волнует крупных руководителей также и Безопасность – может быть, в связи с их большей готовностью к риску, а может быть, из-за того, что они считают себя достаточно защищенными.

Совершенно иную картину являет опрос руководителей среднего звена. Если полученные данные подтвердятся на более представительной выборке, то, пожалуй, главным выводом из сравнения иерархий ценностей руководителей высшего и среднего звена станет вывод о том, что люди, не ставящие высоко Любовь, Свободу и Духовность, просто не могут достичь в своей жизни наивысшего социального статуса. Любовь и Духовность у этих респондентов вообще исчезают из списка, а Свобода опускается на уровень, сопоставимый с уровнем ценностей домохозяек и служащих без высшего образования.

Второй возможной причиной, мешающей руководителям среднего звена сделать очередной шаг по социальной лестнице, является, как следует из полученных данных, невысокое стремление к Достатку. В данной категории опрошенных Достаток в качестве одной из важнейших ценностей указала самая незначительная доля людей по сравнению со всеми остальными слоями населения, включая даже специалистов с высшим образованием, являющихся, как показал предыдущий анализ, явными бессребрениками.

Еще одна ценность, которая у руководителей среднего звена занимает гораздо более низкое место, чем у других, – это Мир. Убедительная интерпретация этого факта представляется крайне затруднительной, если, конечно, не считать спекуляций на тему о реалистичности, практичности, приземленности и локальности взглядов представителей данной группы на жизнь.

Наряду со снижением ранговых мест перечисленных ценностей у руководителей среднего звена наблюдается заметное повышение места Стабильности, что указывает на высокую степень их зависимости (как, впрочем, и других слоев населения) от превратностей современной жизни. Кроме того, в списке 15 главных ценностей взамен выпавших из него Духовности и Любви появляются Профессионализм и Демократия. Появление Профессионализма хорошо согласуется со стереотипным психологическим портретом руководителя среднего звена, не решающего глобальных проблем, а контролирующего достаточно отлаженную технологию на своем участке. Что же касается Демократии, не встречающейся больше ни в одной из проанализированных групп, то этот факт требует дополнительного анализа.

Иерархия ценностей у специалистов с высшим образованием ближе к ценностной иерархии крупных руководителей, чем у руководителей среднего звена. Видимо, этим косвенно подтверждается наблюдение, что именно данная категория, а вовсе не управленцы среднего уровня, является потенциальным резервом высшей административной власти.

Так, например, более высокое место у специалистов с высшим образованием по сравнению с предыдущей группой занимают Свобода, Духовность и Любовь. Это же относится и к Миру, и даже к Достатку, хотя и имеющему более низкий ранг, чем у средних руководителей, но зато собравшему большее в процентном отношении число голосов.

Вместе с тем в иерархии ценностей данного социального слоя наблюдаются феномены, отличающие ее от иерархий руководителей любого уровня. Так, например, у специалистов, имеющих возможность, в отличие от руководителей, уделять больше времени домашним делам, выше и значимость Семьи. Причинно-следственная связь здесь неоднозначна: может быть, отношение к семье формируется у руководителей под давлением обстоятельств, связанных с условиями их работы, но не исключено, что на руководящие должности соглашаются преимущественно те люди, которые готовы не обращать особого внимания на семью.

Более высокое место, чем у руководителей, занимает в иерархии ценностей специалистов и Процветание. Вероятно, это связано с недостаточной степенью удовлетворения соответствующей потребности. В связи со сказанным выше о соотношении Процветания и Достатка интересным является сочетание высокого рангового места Процветания с явно низким местом Достатка.

Среди наиболее существенных отличий специалистов от руководителей следует отметить отношение к Труду. Судя по результатам опроса, Труд имеет для специалистов гораздо меньшее значение, чем для руководителей любого уровня. Менее значимой для гуманитарной и технической интеллигенции, каковой является анализируемая категория опрошенных, оказалась и ценность Порядок. Возможно, что для большинства представителей данного слоя именно эти особенности ценностной структуры и определяют их место на социальной лестнице, ограничивая возможности руководить исключи­тельно руководством самим собой.

Иерархия ценностей служащих без высшего образования оказалась ближе всего к усредненной общероссийской. Характеристики структуры ценностей данного социального слоя являются некой средней точкой на шкале, вдоль которой располагаются разнообразные и во многом несходные ценностные ориентации различных социальных слоев. Указанную позицию посередине между существующими в обществе полюсами можно с одинаковой степенью неточности назвать как "гармоничной", так и "маргинальной". Очевидно здесь лишь то, что данная иерархия ценностей отражает мировоззрение, сочетающее в себе то общее, что характеризует весь изучаемый социум, и примиряющее противоречия в отношении к миру разных социальных групп.

Сравнивая данную иерархию ценностей с предыдущими, можно отметить, что у служащих без высшего образования продолжает сказываться тенденция к снижению значимости Свободы, Духовности и Культуры. Ниже, чем в проанализированных ранее иерархиях, и место Законности. Одновременно в данной социальной страте наблюдается рост рангового места Порядка и Достатка. Намного выше, чем руководители и специалисты, служащие без высшего образования ставят Справедливость и Семью.

В иерархии ценностей рабочих обращает на себя внимание исчезновение из списка 15 главных ценностей Духовности и замена ее Домом. Показательно, что при этом значимость Достатка также растет, а вот ранговое место входящей в один кластер с Домом и Достатком Семьи несколько снижается. И снижение это происходит в то время, когда положение дел в рабочих семьях, если судить по материалам отечественной публицистики, далеко от идеального.

Как правило, при интерпретации рангового места ценности предполагается, что степень напряженности, вызываемая теми потребностями, которые стоят за списком из 15 главных ценностей, достаточно высока. В этом случае низкое ранговое место ценности означает высокую степень удовлетворения соответствующей потребности. Однако можно представить себе, что для какой-либо группы населения некоторые из предложенных категорий вообще не являются сколько-нибудь значимой ценностью. В подобной ситуации низкое ранговое место ценности будет обусловлено невысоким уровнем сформированности самой потребности. Применимость подобных рассуждений к низким ранговым местам Любви, Свободы, Духовности и Культуры в социальном слое рабочих должна быть проверена дополнительным исследованием.

Кроме того, у рабочих по сравнению с руководителями, специалистами и служащими продолжают повышаться ранговые места Законности, Стабильности и Порядка. Порядок в иерархии данной социальной группы имеет самое высокое место по сравнению с другими группами (сходная картина наблюдается только у пенсионеров). В то же время у рабочих наблюдается снижение значимости Справедливости и Труда. При этом невысокое ранговое место Труда сочетается с самым большим среди рассматриваемых социальных групп процентом респондентов, назвавших в числе основных ценностей Достаток. Как и в других случаях, для убедительной интерпретации полученных результатов требуется уточнить содержание значений, наполняющих последние два понятия в данной конкретной субкультуре.

Иерархия ценностей колхозников, несколько отличающаяся, как уже было сказано, от общей для сельских жителей в целом, характеризуется самым высоким среди всех социальных групп ранговым местом Семьи. Указанная ценность оказалась более значимой, чем Мир, Законность, Безопасность, Стабильность и др. Выше, чем у других (не считая руководителей), в данной социальной группе и значение Труда, сочетающееся с высоким ранговым местом Достатка. Заметную роль в иерархии ценностей колхозников играет не присутствующий больше нигде, кроме иерархии ценностей рабочих, Дом. Наряду с Домом в списке 15 ведущих ценностей у колхозников появляются Согласие и Успех.

Одновременно из списка оказались исключены такие ценности, как Свобода, Духовность и Культура. Невысокое место (может быть, в силу "непонятности" слова) отведено Законности. Видимо, таким же чужеродным понятием представлялось респондентам и Процветание, занявшее последнее место в рассматриваемой иерархии. Следует заметить, что указанная иерархия ценностей больше, чем любая другая, включая и иерархию ценностей рабочих, соответствует представлениям о психологическом типе, или даже скорее типаже, "крепкого хозяина".

Для неработающих слоев населения характер структуры ценностей больше связан с уровнем образования и общей культуры и меньше – с возрастом людей. Так, у учащихся и студентов, в отличие от других социальных групп, высокое место в иерархии ценностей занимают Свобода и Любовь. Ценности Семья, Стабильность, Труд, Порядок уходят у них на второй план. При этом Порядок, и так находившийся у людей в возрасте до 25 лет на третьем месте снизу, у учащихся и студентов вообще выпадает из списка 15 главных ценностей, а его место занимает Успех.

В иерархии ценностей домохозяек высокие места занимают Справедливость, Любовь и Милосердие, что весьма характерно для социально незащищенных слоев общества. Зато домохозяек в меньшей, чем других, степени волнует Достаток, а Могущество у них оказалось вообще вне рассматриваемого списка ведущих ценностей. В остальном же иерархия ценностей у домохозяек достаточно типична, и небольшие весовые отличия не меняют ее содержания, характерного для лиц с относительно невысоким уровнем образования и ощущением слабой социальной защищенности.

Принципиально иной вид имеет иерархия ценностей безработных. В настоящее время отсутствие работы чаще является следствием индивидуальных особенностей, чем свидетельством безвыходной ситуации. Поэтому, как и следовало ожидать, Труд находится у безработных на одном из последних мест, собрав в процентном отношении меньше голосов, чем даже у учащихся и студентов. Вероятно, безработные хорошо осознают, что причины, приведшие их в эту социальную группу, нередко носят личностный характер; неслучайно Справедливость находится у них вообще на последнем месте. Возможно, это свидетельствуют о том, что они не винят в своих бедах общество. Впрочем, аналогичный результат мог быть получен и в том случае, если представители данной социальной группы вообще не верят в справедливость.

Ценность Семьи занимает у безработных второе место, и в этой связи можно предположить, что именно в семье они находят ту защиту, в которой при своем положении, вероятно, нуждаются. С этим предположением хорошо коррелирует и высокое ранговое место Любви – самое высокое по сравнению с ценностными иерархиями других социальных групп (кроме учащихся и студентов).

Здесь следует также отметить, что у безработных наблюдается не меньшая, чем у других, оценка значимости Достатка и Процветания. Более того, процент респондентов, считающих Процветание одной из важнейших ценностей, в среде безработных выше, чем в любом другом социальном слое.

В отличие от безработных, пенсионеры и инвалиды склонны, судя по полученным данным, видеть источник своих тягот в обществе. Справедливость перемещается у них на пятое место, а в списке ведущих ценностей появляются Милосердие и Порядочность, причем на довольно высоких ранговых местах. Одновременно резко снижается место Семьи, а Любовь вообще уходит из списка 15 главных ценностей. Помимо Любви из него исчезает также Семья.

Вместе с тем у пенсионеров и инвалидов на одно из высших мест в ценностной иерархии выходит Труд. Место, отводимое Труду явно неработоспособной частью населения, заставляет предположить, что в качестве одной из главных ценностей пенсионеры и инвалиды склонны рассматривать либо чужой труд, либо Труд в их собственном прошлом. Предположение, что в основе их выбора находится стремление использовать свои нынешние, весьма ограниченные возможности включения в трудовую деятельность, требует дополнительного психосемантического исследования.

Кроме того, у пенсионеров и инвалидов отмечается самое высокое среди других социальных слоев ранговое место Порядка (равный процент, но меньший ранг наблюдается у рабочих). Не исключено, что важность Труда и Порядка для пенсионеров тем больше, чем сильнее осознаваемые ими отличия нынешней жизни от той, которой они жили раньше. Настоящее исследование не дает ответа на вопрос о том, что из этого осознаваемого действительно соответствует реальности, а что является следствием соответствующей пропагандистской обработки населения; но за пределами данного вопроса высказанное предположение представляется весьма реалистичным.

Ценности служащих государственных
предприятий и частных фирм

Последнее разделение иерархий ценностей осуществлено по критерию, который позволяет сравнить эти иерархии у людей, продолжающих работать в привычных и до некоторой степени защищающих их государственных структурах, и у людей, не побоявшихся рискнуть и пуститься в надежде на выигрыш в самостоятельное плавание. В нашей выборке были представлены 34% респондентов, работающих на государственных предприятиях, и 5% работающих в частных фирмах. Несмотря на то, что сравнение двух столь разных по объему групп не во всем может оказаться достаточно корректным, его все равно следует провести – хотя бы для того, чтобы иметь некоторые опорные точки, интерпретируя результаты других исследований.

  Госпредприятия %   Частные фирмы %
1. Мир   1. Мир  
2. Законность   2. Свобода  
3. Безопасность   3–4. Безопасность  
4. Семья   3–4. Семья  
5. Стабильность   5. Законность  
6. Труд   6. Достаток  
7. Достаток   7. Процветание  
8. Могущество   8. Любовь  
9. Порядок   9. Стабильность  
10. Справедливость   10–11. Могущество  
11. Процветание   10–11. Труд  
12. Свобода   12. Успех  
13–14. Любовь   13. Демократия  
13–14. Культура   14–15. Культура  
15. Духовность   14–15. Собственность  

Фактически иерархия ценностей работников госпредприятий повторяет иерархию ценностей по выборке в целом. Исключение составляют лишь Справедливость, находящаяся в общих результатах выше, чем в данной иерархии, и Могущество, находящееся ниже. Эти отличия образовались за счет того, что в полную выборку входили и неработающие слои населения – студенты, пенсионеры, инвалиды и др., для которых указанные ценности имеют принципиально иное значение, чем для работающих. Однако число респондентов, представляющих указанные страты, было относительно невелико, поэтому общая иерархия ценностей оказалась во многом сходна с иерархией ценностей работников госпредприятий.

Первое заметное отличие работников частных предприятий от большинства населения, в основном занятого на госпредприятиях, состоит в низком ранговом месте Законности и исчезновении из списка 15 ведущих ценностей Порядка. Законность и по ранговому месту, и по проценту отметивших ее людей находится здесь в таком положении, как ни в одной социальной группе, исключая лишь жителей села и тех, кто не имеет даже среднего образования. Однако если в иерархиях ценностей двух последних групп населения низкое ранговое место Законности компенсируется высоким местом Порядка, то у работников частного сектора такого не наблюдается.

Вместе с тем полученные результаты не могут вызвать удивления, поскольку хорошо сочетаются с представлениями о коммерсантах (и всех, кто работает с ними) как о людях, "ловящих рыбку в мутной воде" и постоянно нарушающих закон. Удивление, скорее, вызывают те 46% из числа лиц, работающих на частных предприятиях, которые все же посчитали, что Законность сегодня является – и для них самих, и для страны – одной из основных ценностей. Отсюда можно сделать вывод, что лица, связавшие себя с частным бизнесом, далеко не так однородны и уж, во всяком случае, далеко не столь криминализированы, как представляется обыденному сознанию. И совершенно очевидно, что к здоровой части этого социального слоя следует отнести в первую очередь те 35% респондентов, которые ориентированы на честный, основательный бизнес и в качестве одной из главных ценностей назвали Стабильность. Конечно, нельзя не заметить, что доля респондентов, включивших в список Стабильность, в этом слое гораздо меньше, чем во многих других. Однако обнадеживает то, что в нынешней ситуации (во всяком случае, по результатам опроса) таких предпринимателей и тех, кто с ними работает, больше трети.

Относительно высокие места в иерархии данного социального слоя заняли Достаток и Процветание; причем последнее, судя по низкому ранговому месту Культуры и выпадению из списка Духовности, связано по смыслу именно с Достатком. Указанное стремление к Достатку и Процветанию, дополненное появлением в списке Успеха, отлично согласуется с психологическим портретом коммерсанта и бизнесмена. В то же время очевидное стремление к Достатку сочетается у представителей частного сектора с невысокой значимостью Труда (то же – у учащейся молодежи и рабочих). Выявленное расхождение можно интерпретировать либо как убежденность в том, что "честно не заработаешь", либо как отвращение к самому слову, являющееся реакцией на еще недавний прессинг коммунистической пропаганды. Окончательный ответ на этот вопрос может дать, как и в других случаях, лишь специальное психосемантическое исследование.

Следующим моментом, на который следует обратить внимание, является чрезвычайно высокое место Свободы в иерархии ценностей работников частных предприятий. Это опять-таки не представляется удивительным, поскольку для большинства из них создание своей собственной фирмы или уход в индивидуальную коммерческую деятельность означали разрыв со средой и с ситуацией, сковывавшей личную инициативу. Очевидно, что эти люди должны любить свободу, ибо именно из-за стремления к ней они и оказались в данном социальном слое. Другой вопрос, какое именно значение они вкладывают в само понятие: возможность вести себя, не считаясь с окружающими, нарушать закон или, наоборот, политические права и свободы граждан. На этот вопрос наше исследование не дает ответа.

Однако косвенный ответ можно найти в том, что в иерархии ценностей у лиц, работающих на частных предприятиях, появляется Демократия. Показательно, что эта категория не встречается больше ни в одной из ценностных иерархий. Можно предположить, что коммерсанты приветствуют демократию, поскольку она дала им все, чем они живут сейчас и чего они были лишены при прежнем режиме. Таким образом, называние именно этой ценности в качестве одной из основных позволяет с уверенностью утверждать, что по крайней мере четверть представителей частного сектора выходит в видении ситуации за пределы чисто коммерческих интересов, ориентируясь и в политических механизмах функционирования общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: