Позотонические реакции

Новорожденный лежит на животе, голова его повернута в сторону (защитный рефлекс), конечности согнуты во всех суставах и приведены к туловищу (Лабиринтный тонический рефлекс). Направление развития: упражнения в вертикальном удержании головы, опора на руки.

В течение 1-го месяца ребенок на короткое время поднимает голову, затем «роняет» ее. Руки согнуты под грудью (лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову). Тоническое сокращение мышц шеи заканчивается падением головы и поворотом ее в сторону — элемент защитного рефлекса. Направление развития: упражнение на увеличение времени удержания головы, разгибания рук в локтевом суставе, раскрытие кисти.

На 2-м месяце ребенок некоторое время может удерживать голову под углом 45° к поверхности, при этом голова еще неуверенно раскачивается. Увеличивается угол разгибания в локтевых суставах.

На 3-м месяце ребенок уверенно держит голову, лежа на животе. Опора на предплечья. Таз опущен.

На 4-м месяце: голова ребенка стабильно поднята; опора на разогнутую руку. В дальнейшем эта поза усложняется: голова, плечевой пояс подняты, руки выпрямлены и вытянуты вперед, ноги прямые (поза пловца, верхний рефлекс Ландау). Приподняв при этом ноги (нижний рефлекс Ландау), ребенок может качаться на животе и поворачиваться вокруг живота.

На 5-м месяце появляется способность повернуться из описанного выше положения на спину. Сперва поворот с живота на спину возникает случайно при выбрасывании руки далеко вперед и нарушении равновесия на животе. Направление развития: упражнения целенаправленности поворотов.

На 6-м месяце голова и плечевой пояс подняты над горизонтальной поверхностью под углом 80—90°, руки выпрямлены в локтевых суставах, опора на полностью раскрытые кисти. Такая поза уже настолько стабильна, что ребенок может следить за интересующим его предметом, поворачивая голову, а также переносить массу тела на одну руку, а второй рукой пытаться дотянуться до предмета и схватить его.

На 7-м месяце ребенок способен повернуться со спины на живот; впервые реализуется на основе выпрямительного рефлекса туловища способность самостоятельно садиться.

На 8-м месяце совершенствуются повороты, и развивается фаза ползания на четвереньках.

На 9-м месяце появляется способность целенаправленного ползания с опорой на руки; опираясь на предплечья, ребенок подтягивает все туловище.

На 10-м месяце в положении на животе с поднятой головой и опорой на руки ребенок может одновременно поднимать таз. Таким образом, он опирается только на ладони и стопы и раскачивается вперед-назад.

На 11-м месяце начинает ползать с опорой на ладони и стопы. Далее ребенок учится ползать координировано, т.е. попеременно вынося правую руку — левую ногу и левую руку — правую ногу.

На 12-м месяце ползание на четвереньках становится все более ритмичным, плавным, быстрым. С этого момента ребенок начинает активно осваивать и исследовать свое жилище. Ползание на четвереньках — примитивная форма передвижения, нетипичная для взрослых, однако эта стадия подготавливает мышцы к следующим этапам, увеличивая силу мышц, тренируя координацию и равновесие.

Способность сидеть — удержание тела в статичном состоянии является динамической функцией и требует работы многих мышц и четкой координации. Такая поза позволяет высвободить руки для тонких моторных действий. Чтобы научиться сидеть, нужно овладеть тремя принципиальными функциями: удерживать голову вертикально при любом положении тела, сгибать бедра и активно поворачивать туловище.

На 4—5-м месяце при потягивании за руки ребенок как бы «присаживается»: сгибает голову, руки и ноги.

На 6-м месяце ребенка можно посадить, при этом некоторое время он будет удерживать голову и туловище вертикально.

На 7-м месяце лежащий на спине ребенок принимает позу «сидя», сгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах. В этой позе ребенок может играть своими ногами и тянуть их в рот.

На 8-м месяце посаженный ребенок может несколько секунд сидеть самостоятельно, а затем «завалиться» набок, опираясь одной рукой о поверхность, чтобы защититься от падения.

На 9-м месяце ребенок более длительно сидит сам с «круглой спиной» (поясничный лордоз еще не сформирован), а устав, отклоняется назад.

На 10-м месяце появляется способность садиться самостоятельно. Это совпадает с развитием позы на четвереньках (опора на ладони и стопы), из которой ребенок легко садится, поворачивая таз относительно туловища (выпрямительный рефлекс с тазового пояса на туловище). Ребенок сидит самостоятельно стабильно с прямой спиной и ногами, выпрямленными в коленных суставах. В этой позе ребенок может долго играть, не теряя равновесия.

В дальнейшем сидение становится настолько стабильным, что ребенок может сидя выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие отличной координации: например, держать ложку и есть ею, держать двумя руками чашку и пить из нее, играть мелкими предметами и т.д.

Способность к ходьбе — принятие вертикального положения, которое предопределяется с рождения.

У новорожденного и ребенка 1-2 мес. жизни имеется примитивная ре-акция опоры и автоматической походки, которая угасает к 1 мес. жизни.

Ребенок 3—5 мес. хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но, если попытаться его поставить, он поджимает ноги и повисает на руках взрослого (физиологическая астазия-абазия).

На 5—6-м месяце постепенно появляется способность стоять с поддержкой взрослого, опираясь на полную стопу. При этом ноги выпрямлены. Довольно часто в вертикальном положении остаются слегка согнутыми тазобедренные суставы, в результате чего ребенок стоит не на полной стопе, а на пальчиках. Это изолированное явление не проявление спастического гипертонуса, а нормальный этап формирования походки. Появляется «прыжковая фаза». Ребенок начинает подпрыгивать, будучи поставленным на ноги: взрослый держит ребенка под мышки, он приседает и отталкивается, выпрямляя бедра, колени и голеностопные суставы. Это вызывает массу положительных эмоций и, как правило, сопровождается громким смехом.

На 7—8-м месяце появляется реакция опоры на руки, если ребенка резко наклонить вперед.

На 9-м месяце поставленный на поверхность и поддерживаемый за руки ребенок самостоятельно стоит несколько минут.

На 10-м месяце ребенок подползает к мебели и, придерживаясь за нее, самостоятельно встает.

На 11-м месяце ребенок может ходить вдоль мебели, придерживаясь за нее.

На 12-м месяце появляется возможность ходить, держась за одну руку, и наконец совершать несколько самостоятельных шагов.

В дальнейшем развиваются координация и сила мышц, участвующих в ходьбе, а сама ходьба все более совершенствуется, становясь быстрее, целенаправленнее.

Хватание и манипуляции развитие мелкой моторики.

У новорожденного и ребенка 1 мес. кисти сжаты в кулак, он не может самостоятельно раскрыть кисть. Вызывается хватательный рефлекс.

На 2-м месяце кисти слегка приоткрыты.

На 3-м месяце в руку ребенка можно вложить маленькую легкую погремушку, он схватывает ее и удерживает в руке, но сам еще не в состоянии раскрыть кисть и выпустить игрушку. Поэтому, поиграв некоторое время и с интересом прислушиваясь к звукам погремушки, раздающимся при трясении, ребенок начинает плакать: он устает держать предмет в руке, но произвольно выпустить его не может.

На 4-м месяце объем движений в руке значительно возрастает: ребенок подносит руки к лицу, рассматривает их, подносит ко рту и вкладывает их в рот, потирает руку о руку, трогает одной рукой другую. Он может случайно захватить игрушку, лежащую в поле досягаемости, и также подносить ее к лицу, ко рту. Таким образом он исследует игрушку — глазами, руками и ртом.

На 5-м месяце ребенок может произвольно взять предмет, лежащий в поле зрения. При этом он вытягивает обе руки и касается его.

На 6—8-м месяце совершенствуется точность захвата предмета. Ребе-нок берет его всей поверхностью ладони. Может переложить предмет из одной руки в другую.

На 9-м месяце ребенок произвольно выпускает игрушку из рук, она падает, а ребенок внимательно следит за траекторией ее падения. Ему нравится, когда взрослый поднимает игрушку, дает ее ребенку. Ребенок снова выпускает игрушку и смеется. Такое занятие, по мнению взрослого, глупая и бессмысленная игра, на деле является сложной тренировкой зрительно-моторной координации и сложным социальным актом — игрой со взрослым.

На 10-м месяце появляется «пинцетообразный захват» с противопоставлением большого пальца. Ребенок может взять мелкие предметы, при этом он вытягивает большой и указательный пальцы и держит предмет ими, как пинцетом.

На 11-м месяце появляется «клещевой захват»: большой и указательный пальцы при захвате формируют «клешню». Разница между пинцетообразным и клешневым захватом заключается в том, что при первом пальцы прямые, а при втором согнуты.

На 12-м месяце ребенок может вкладывать предмет точно в крупную посуду или руку взрослого.

Восприятие. Фиксация взгляда на предмете, слежение за ним, локализация звука в пространстве, тактильное исследование окружающих предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: