Предъявление претензий, рекламации, санкции в контракте

Претензии. Нередко в ходе исполнения контракта экспортер допускает просрочки в поставках товаров и выполнении работ. С тем чтобы стимулировать экспортеров в современном выполнении обязательств и компенсировать возможные потери импортеров, контракты предусматривают взыскание с экспортеров штрафов обычно в размерах, прогрессирующих от длительности просрочек. Максимальная величина штрафов чаще всего ограничивается 8 -10 % от стоимости не поставленных в срок товаров. Поскольку штрафы далеко не всегда компенсируют потери импортеров от просрочек, законодательства многих стран допускают взыскание с экспортеров наряду со штрафами и убытков, причем такие взыскания не освобождают от выполнения обязательств по поставкам. Ввиду различия правовых норм следует рекомендовать импортерам включать в контракты с партнерами из стран, с которыми торговые отношения не регулируются общими условиями поставок, право взыскания убытков и обязанности экспортеров завершать поставки. Контракты могут содержать право импортеров отказаться от их исполнения, если из-за длительности просрочки импортеры потеряли коммерческий интерес к получению товаров. При этом за ними сохраняется право требовать возмещения убытков. Это требование оформляется в виде рекламации.

Рекламация – это претензия, предъявляемая покупателем продавцу в связи с несоответствием количества и качества поставляемого товара условиям контракта. В этом разделе стороны оговаривают порядок и сроки предъявления рекламаций, права и обязанности сторон в связи с рекламацией и способы ее урегулирования. Рекламация предъявляется в письменной форме. В рекламации должен быть указан номер и дата контракта, наименование и количество рекламируемого оборудования, описание дефектов и причин их возникновения и конкретные претензии Заказчика. Рекламации должны направляться заказным письмом вместе со всеми документами, подтверждающими и обосновывающими рекламацию, подготовленными при участии представителя Поставщика. Датой предъявления претензии будет считаться дата почтового штемпеля страны отправления на конверте. При рассмотрении сложных претензий продавец и покупатель совместно ищут взаимоприемлемый способ, обеспечивающий завершение исполнения контракта обязательств.

. В контрактах обычно устанавливаются разные сроки для предъявления рекламаций по количеству и качеству(более продолжительные, так как скрытые дефекты обнаружить труднее). Сроки предъявления рекламаций по количеству могут быть – 30-60 дней после поставки, по качеству в течение гарантийного срока и определенного периода (например, 30 дней) после его истечения. Непредъявление рекламации в установленные сроки лишает покупателя права обращаться в арбитраж. Предъявление покупателем рекламации не может служить основанием для отказа от приемки рекламируемой партии товара, так и от приемки последующих партий по тому же контракту.

Продавцу предоставляется право проверить на месте обоснованность рекламации. Продавец обязан рассмотреть рекламацию и в определенные в контракте сроки сообщить покупателю о своем решении по ней. Если в течение этого срока ответ не поступит, покупатель имеет право обратиться в арбитраж с отнесением расходов по арбитражному разбирательству на счет продавца. Нарушения обязательств со стороны импортеров также могут препятствовать выполнению обязанностей экспортерами и является причиной возникновения у них убытков. К таким нарушениям можно отнести задержки в предоставлении технической документации, командирование специалистов, открытии аккредитивов, платежах. Если характер взаимных обязательств может создать серьезные трудности и потери для экспортеров, контракты могут включать санкции к импортерам.

В случае несоответствия товара техническим требованиям контракта покупатели в течение гарантийного периода имеют право предъявить продавцам претензии по качеству.

В международной практике при рассмотрении претензий покупателю обычно предоставляется право:

а) потребовать от продавца устранения дефекта в кратчайшие сроки;

б) если продавец не устранит без промедления дефект – исправить его самостоятельно или с привлечением других фирм и потребовать у продавца полного возмещения затрат;

в) при возможности устранить дефект потребовать от продавца частичной или полной замены товара;

г) произвести уценку товара, если транспортные расходы большие.

д) при невозможности или экономической целесообразности использования товара отказаться от него и потребовать возврата выплаченных денег, то есть практически аннулировать контракт. В торговле сырьем и продовольствием, как правило, применяется предоставление скидок с цены рекламируемого товара или уценка стоимости всей партии. При продаже товара, обладающего индивидуальными признаками, в контракт включается условие о замене рекламируемого товара или его частей.

Санкции и возмещение убытков. Данная статья – одна из важнейших в контракте внешнеторговой купли продажи. Каждая из сторон этого правоотношения приобретает уверенность в том, что ее контрагент выполнит возложенные на него обязательства. Заключая договор купли-продажи с иностранным партнером, всегда необходимо учитывать, что санкции, которые будут предусмотрены в контракте, – одно из средств обеспечения исполнения вашими иностранным партнером своих договорных обязательств.

Содержание статьи необходимо сформулировать таким образом, чтобы:

1) санкции наносили бы нарушителю условий договора достаточно ощутимый материальный ущерб,

2) приведение их в действие не представляло бы слишком больших трудностей.

В качестве санкций обычно используются лишь штрафы, да взыскания убытков. Могут быть другие разновидности санкции за просрочку исполнения и неисполнение договора.. Размер штрафа может быть оговорен в контракте в твердой сумме, либо в процентах к цене товара. Твердая сумма обычно оговаривается при фиксации твердой цены, в процентах - при фиксации в контракте подвижной, скользящей, цены с последующей фиксацией. Наиболее распространенным видом санкций является конвенциональный штраф за опоздание в поставке товара.при опозданиях поставок размер штрафов растет по мере увеличения сроков опоздания. Штраф начисляется с первого дня просрочки в следующих размерах: в течение первых 30 дней – 0,05% за каждый день; в течение следующих 30 дней – 0,08% и в дальнейшем 0,12% за каждый день просрочки. Общая сумма штрафов не должна превышать 8% стоимости товара, в отношении которого имела место просрочка. В контрактах со странами, на которые эти условия не распространяются, этот предел обычно ограничивается 10%. В настоящее время величина штрафа определяется по соглашению сторон – до 1% от стоимости непоставленного товара в сутки, а по крупногабаритному оборудованию до 100 – 500 тыс. долл. Непоставка технической документации в контрактах, предусматривающих поставку оборудования, может рассматриваться как непоставка самого оборудования.

Основной принцип: штрафные санкции должны способствовать выполнению контракта, а не носить разорительный характер, не быть способом получения прибыли за счет ошибок партнера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: