Тема 19. Основы управления в сфере безопасности и правопорядка

В административно-правовой теории и практике госу­дарственного управления к сфере безопасности и правопо­рядка относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управ­ления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства.

Оборона Республики Беларусь - это комплекс полити­ческих, экономических, экологических, военных, социаль­ных и правовых мероприятий по обеспечению независи­мости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Основы организации обороны Республики Беларусь и полномочия государствен­ных органов по ее обеспечению, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по осущест­влению обороноспособности страны предусмотрены Зако­ном Республики Беларусь «Об обороне».

Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для ее осуществления Республи­ка Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, орга­ны государственной безопасности, Службу безопасности Президента, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает ор­ганы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвы­чайным ситуациям.

Под государственной безопасностью понимают состоя­ние защищенности государственного суверенитета, консти­туционного порядка, территориальной целостности, эконо­мического, научно-технического и оборонительного потен­циала Республики Беларусь, законных интересов государс­тва и прав граждан от разведывательно-подрывной деятель­ности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц. Обеспечение государственной безопасности включает: определение жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной бе­зопасности; формирование системы противодействия нега­тивным факторам и возникающим угрозам.

Сущность управления в сфере внутренних дел и его осо­бенности заключаются в том, что в процессе такого управле­ния осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.

Непосредственное управление в сфере обеспечения об­щественного порядка и общественной безопасности осу­ществляют Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД) и его органы на местах. Основными за­дачами МВД являются: 1) охрана общественного порядка; 2) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; 3) предотвра­щение и пресечение преступлений и других правонаруше­ний; 4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; 5) защита всех форм собственности от противоправных посягательств; 6) оказание на услови­ях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприяти­ям, учреждениям и организациям в защите их прав и реа­лизации возложенных на них обязанностей; 7) исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Управление юстицией - это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объеди­нений, предприятий, учреждений, организаций и государс­тва. Одной из особенностей юстиции является многообъ- ектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судеб­но-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначени­ем и характером компетенции.

Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции. Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регис­трации актов гражданского состояния применяется метод управления; в отношении судов - метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры - метод регулирования. В целом же управляющее воздействие ор­ганов управления юстицией носит рекомендательный ха­рактер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей прак­тической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: