В административно-правовой теории и практике государственного управления к сфере безопасности и правопорядка относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства.
Оборона Республики Беларусь - это комплекс политических, экономических, экологических, военных, социальных и правовых мероприятий по обеспечению независимости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа. Основы организации обороны Республики Беларусь и полномочия государственных органов по ее обеспечению, обязанности предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц по осуществлению обороноспособности страны предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об обороне».
Оборона относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом. Для ее осуществления Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством, а также привлекает органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
|
|
Под государственной безопасностью понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного порядка, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонительного потенциала Республики Беларусь, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц. Обеспечение государственной безопасности включает: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам.
Сущность управления в сфере внутренних дел и его особенности заключаются в том, что в процессе такого управления осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.
Непосредственное управление в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности осуществляют Министерство внутренних дел Республики Беларусь (МВД) и его органы на местах. Основными задачами МВД являются: 1) охрана общественного порядка; 2) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности; 3) предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений; 4) обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших; 5) защита всех форм собственности от противоправных посягательств; 6) оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей; 7) исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.
|
|
Управление юстицией - это деятельность, направленная на выполнение задач укрепления законности, организации защиты прав и законных интересов граждан и их объединений, предприятий, учреждений, организаций и государства. Одной из особенностей юстиции является многообъ- ектность в этой области управления. К объектам юстиции относятся судебные учреждения, нотариальные конторы, органы регистрации актов гражданского состояния, судебно-экспертные учреждения и адвокатура. Все они имеют разное правовое положение, различаются своим назначением и характером компетенции.
Другая особенность юстиции обусловлена предыдущей и заключается в разнообразии форм и методов управления, которые применяются органами юстиции. Так, в отношении государственных нотариальных органов и органов регистрации актов гражданского состояния применяется метод управления; в отношении судов - метод руководства путем организационного и материального обеспечения судов, с соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону; в отношении органов адвокатуры - метод регулирования. В целом же управляющее воздействие органов управления юстицией носит рекомендательный характер и сводится в основном к решению организационных вопросов, поскольку большинство объектов в этой сфере являются самостоятельными и независимыми в своей практической деятельности.