double arrow

Х-неэффективность монополии и Х-эффективность монополии


X-неэффективность в экономике — различие между эффективным поведением фирм, предполагаемым экономической теорией, и их поведением, наблюдаемым в реальности.

Экономическая теория предполагает, что менеджеры фирм действуют с целью максимизации благосостояния собственников путем снижения риска и повышения экономической прибыли, что достигается уменьшением издержек и увеличением выручки. Согласно классическим представлениям, в условиях совершенной конкуренции, возможности свободного входа фирм на рынок и выхода с него приводят к тому, что фирмы выбирают объем производства, при котором цена совпадает с долгосрочными средними издержками, а долгосрочные средние издержки минимизируются. В связи с этим фирмы получают нулевой экономический доход, а потребители платят цену, равную предельным издержкам производства благ. Этот результат соответствует распределительной экономической эффективности (allocative economic efficiency).

Однако эмпирические исследования свидетельствуют о том, что большое количество фирм не производят продукцию в объеме, минимизирующем средние издержки. Частично это может объясняться воздействием условий несовершенной конкуренции. Та часть отклонения, которая не может быть объяснена традиционной экономической теорией, рассматривается как X-неэффективность.




Причина Х-неэффективности монополии. Монополия является технически менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищает фирму-монополиста от конкурентного давления. Поэтому монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, а его издержки для производства каждого объёма выпуска выше соответствующих издержек фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Х-эффективность монополии

• Возможна и обратная ситуация: издержки производства в условиях монополии ниже, чем в условиях конкуренции, то есть имеет место Х-эффективность монополии.

• В случае естественной монополии монополизация отрасли позволяет фирме использовать преимущества экономии на масштабах производства,

•Инновационная активность монополиста может быть выше, чем конкурента, что также способствует понижению издержек отрасли.







Сейчас читают про: