Классическая система лирических жанров и ведущие тенденции литературы начала 19го века

Билет 1

Переход от Просвещения к Романтизму был ознаменован коренными изменениями в структуре и иерархии жанров.

В эпоху классицизма складывается весьма строгая теория канонических жанров поэзии. В.М. Жирмунский отмечает, что эта строгость понимания жанра в поэтике XVIII объясняется известным традиционализмом искусства эпохи классицизма. Поэтику классицизма отличал иерархический характер системы жанров: жанры делились на высокие (трагедия, эпопея) и низкие – комедия.

В литературе XIX века происходит не только эволюция жанров, но начинают развиваться четкие границы между ними. Самые существенные сдвиги в это время произошли в лирических жанрах. Русская романтическая поэзия определяется идеями времени и хронологически обозначена 1800-1830 гг.

Процесс перестройки лирических жанров в эпоху романтизма отмечен определенными тенденциями. Прежде всего разрушалась иерархия жанров, сформированная в «Поэтическом искусстве» Буало. Главное место в системе поэтических жанров классицизма занимали идиллия (эклога), элегия, торжественная ода, героическая эпопея, классицистическая трагедия, дидактическое послание, сонет, эпиграмма. Однако в романтизме эти жанры полностью утрачивают свое былое значение. У романтиков же на первый план выступают баллада, романтическая поэма, разнообразные формы политической и медитативной лирики (различные модификации переосмысленных жанров элегии, станса, послания, даже народной песни). Элегия классицизма опиралась на античные образцы (Тредиаковский, «Элегия о смерти Петра Великого», упоминание Марса, Нептуна и Паллады); у романтиков элегия служит выражению коренного конфликта между личностью и окружающим миром (Жуковский, «Вечер»: «приятным в свете слыть» - характерно для города, заглушает воспоминание о любви и дружбе). В русской романтической поэзии жанр элегии являлся преобладающим («Сельское кладбище» Жуковского; городская суета, в городе даже могилы уродливые, склепы олицетворяют напыщенность городской жизни, а в селе мило, красиво, тихо, спокойно, цветочки растут).

Таким образом, эпоха романтизма послужила тому, что в литературе начинает складываться новая система жанров.

Однако в отличие от классицизма, ориентировавшегося на жанровые формы литературы античности, в романтическом искусстве жанровые источники, питающие его эстетическую систему далеко не однородны. Одни из фольклорных жанров в стилизованном виде переносятся в литературу из фольклора (баллада, лирическая песня), другие – служат источниками сюжетов романтических повестей и романов (та же баллада, историческая песня, а также сказка). Романтики черпали вдохновение в народных легендах, преданиях, балладах и сказках. Интерес к прошлому органически связан в их творчестве с процессом формирования в литературе принципов историзма. Романтизм не чуждается использования жанров средневековой литературы – исторических хроник, летописей, рыцарских баллад. В эпоху романтизма принцип выдержанности чистоты жанра как основной критерий оценки произведения не имеет определяющей роли. С этой точки зрения о системе жанров можно говорить как о понятии, носящем скорее терминологический характер, нежели как о сущностной категории самого историко-литературного процесса.

Можно сделать вывод, что эволюция жанров в эпоху романтизма прошла три этапа.

На первом этапе происходило разрушение классической иерархии жанров. Канонические жанры становятся неканоническими, то есть гибкими, открытыми всяческим трансформациям. Это этап можно назвать деканонизацией жанровых структур. На втором этапе стираются границы между жанрами, возникают промежуточные и смешанные жанры – внежанровое лирическое стихотворение, лирическая проза. Этот этап – смешение жанров. И, наконец, третий этап – это появление индивидуальных жанровых форм. Главенствующими поэтическими жанрами в эпоху романтизма становятся баллада, поэма, лирическое стихотворение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: