Билет 3 «Элегическая школа» в русской поэзии 19го века

ЭЛЕГИЯ (от греч. - жалобная песня) — лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, является эмоциональным результатом философского раздумья над сложными проблемами жизни, как правило, написанное от первого лица.

Первый опыт элегического жанра на русской почве – цикл элегий В.К. Тредиаковского, приложенный автором к трактату «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735). Создание поэтом оригинального образца «плачевной» элегии уже напрямую отсылает к архаической сущности жанра, т.к. элегия пришла к нам как наследие античности, изначально этот жанр в античной поэзии назывался плачем над умершим.

Элегия (элегическое послание, элегическая медитация) стала жанровой основой в русской лирической поэзии 1820—1830-х годов.

Элегия, как жанр предромантический, открыла путь для выражения самых разнообразных чувств и мыслей в лирике, позволила по-новому выразить богатства общественного и философского содержания. Оды и другие архаические формы поэзии постепенно вытесняются традиционными признаками элегического стиля. Решающими оказались вопросы структуры. Конструктивный принцип оды, свойственная ей малая подвижность «угла зрения» и условность эмоционального тона были отменены.

Бесспорно, что поэтическая «школа» Н. М. Карамзина вышла победительницей из борьбы с архаизирующими направлениями. Карамзин во многом определил и задачи новой лирики. Углубление содержания лирической поэзии совершалось и путем серьезной семантической и стилистической разработки языка. Одним из важнейших средств семантического обогащения поэзии была разработка лексической окраски, поэтической стилистики. Уже в конце XVIII века Державин пошел наперекор теории «трех штилей» Ломоносова, совмещая в своих одах совершенно противоположные языковые стихии. Развитие этой идеи положили «карамзинисты», речь шла о выработке однородного стиля литературной речи, призванного отразить целостность, единый мир духовных ценностей, культивировавшийся литературой нового века.

Будучи динамическим жанром, элегия существенно различается в те или иные исторические эпохи и в разных национальных традициях. Жанр элегии может быть сразу представлен несколькими жанровыми разновидностями. Так, элегия-самый распространенный лирический жанр эпохи романтизма- в русской поэзии начала ХIХ века предстает преимущественно в виде кладбищенской элегии (в духе "Сельского кладбища" Т.Грея). В 1810-1820-е годы начинает господствовать форма унылой элегии, получившая свое классическое выражение в лирике В.А.Жуковского: «Сельское кладбище», «Море», «Вечер». В то же время поэт К.Н.Батюшков создает свой оригинальный вариант исторической (или эпической, монументальной) элегии: «Переход русских войск через Неман», «Переход через Рейн». К середине 1820-х годов уже ощутимо проявляется кризис элегического жанра 1. В статье "О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие" (1824) В.К.Кюхельбекер усиленно критикует замкнутость элегического типа сознания, его исключительную сосредоточенность на самом себе, на "своих скорбях и наслаждениях" и предлагает обратиться к жанру общественной оды 2. Однако творчество ведущих поэтов эпохи, Пушкина и Баратынского, показывает, что жанр элегии еще не исчерпал всех своих потенциальных возможностей. Поиск новых средств художественной выразительности, кардинальный пересмотр устаревшей концепции личности приводит этих поэтов к обретению новой философии жанра. Элегия подвижна в своем идейно-эстетическом составе и способна к внутренней перестройке.

Первые русские элегии XI X в. со следами формирующегося нового литературного метода — «Сельское кладбище» Жуковского и «Элегия» («Угрюмой Осени мертвящая рука...») Андрея Турге­нева — выходят из среды Дружеского литературного общества, так называемой элегической школы.

«Элегическая школа»—обозначение совокупности поэтов, объединенных близостью или даже общностью поэтического миро­ воззрения, метода и стиля. История ее поэтому есть история не группы, а поэтических идей и поэтических форм.

Индивидуальное «я» поэта-элегика «элегической школе» предстает в виде сентиментальной концепции личности с чертами преромантизма; ее основой были сентиментальная эстетика и поэтика, моральная философия и этический кодекс. Лирический субъект русской элегии 1800—1810-х годов — «чувствительный чело­ век» в его разнообразных модификациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: