Литературная позиция Катенина в начале 19го века и ее отражение в творчестве поэта

Павел Катенин — видный деятель ранних декабристских органи­заций, талантливый поэт и драматург — был истинным сыном своего времени, бурной эпохи 1812 года, когда в огне боев против угрозы иноплеменного порабощения окрепло чувство национальной гордо­сти, сознание достоинства — человеческого и гражданского.

Основные принципы декабристской литературы кристаллизу­ются в послевоенный период, когда литературная деятельность декабристов тесно связывается с их общественно-политической борь­бой.

Связав свою творческую судьбу с романтизмом, писатели-декаб­ристы утверждали высокую общественную роль поэта, выдвигали тре­бование гражданского содержания искусства. Эту точку зрения разделяет и Катенин. «Один из первых апостолов романтиз­ма...», — сказал о нем Пушкин. Борьба за национальную самобытность и народность русской литературы, восходящая к XVIII веку, но получившая особенно широкое развитие после Отечественной войны, когда окрепло чув­ство национальной гордости, нашла яркого приверженца в лице Катенина.

В послевоенный период Катенин возглавил группу передовых литераторов, которые боролись за национальную самобытность и идейность литературы («Катенинский кружок»).

Катенину присуще свойственное романтикам понимание свое­образия каждой национальной культуры: русской, античной, испан­ской, итальянской, английской. В своем творчестве он ставит перед собой задачу, изображая ту или иную культуру, быть пре­ дельно точным, рисуя детали быта, пейзажа, стараясь передать нравы людей.«Простонародные» баллады Катенина явились одной из его удачных попыток передать своеобразие русской национальной куль­ туры. Их можно назвать произведениями декабристского плана не только потому, что они воспринимались как образцы «самобытной» литературы, за которую боролись члены тайного общества.

Предельно прост и даже несколько наивен сюжет первой бал­ лады Катенина «Наташа» (1814), примечательной и своей патрио­тической идеей и тем, что в ней Катенин попытался показать неко­торые существенные стороны русского народного характера. Опре­деляющей чертой героини, по мысли Катенина, является готовность на подвиг ради спасения родины.

Наташа всею своей душой ощущает, что она «русская», и именно поэтому она решается на подвиг самоотвержения. Слабая девушка, которая жила только своей любовью к жениху, она сама направляет его в бой, так как: «Не сражаться за отчизну, Одному отстать от всех — В русских людях стыд и грех.»

Внешний облик Наташи, ее портрет, создаваемый поэтом при помощи фольклорных сравнений, условен. Но переживания ге­роини Катенин пытается показать в соответствии с жизненной правдой. Она и говорит-то своему другу о его долге перед роди­ ной «сквозь слез» и горько рыдает, провожая его, почти теряя со­ знание. Узнав о смерти жениха, она не смеет роптать — ведь он пал за святое дело, но и не пережить ей его — так велика сила ее любви и тоски. Баллада «Наташа» является одной из ранних по­пыток Катенина показать «истину и правду чувств», что стало главной его творческой задачей.

Несмотря на мистическую составляющую баллады, свойственную романтизму (связь с миром духов), события разворачиваются не в условном пространстве легендарного прошлого, а во вполне определенную историческую эпоху, во времена битвы под Бородином, где погиб жених Наташи. Каждая семья в то время провожала близких на смерть, оплакивала их, многие жены и невесты теряли своих возлюбленных как Наташа. Т.е. романтизм и реальность встречаются в этом произведении. Четко указаны место и дата гибели Наташиного жениха, такая конкретизация не свойственна романтизму. Катенин вносит новые черты в романтизм, он как бы разрушает привычный строй баллады, опираясь на реальные исторические события, используя разговорную лексику. Строит романтический сюжет на основе реальных событий.

В балладе «Леший» Катенин поставил перед собой цель по­ казать фантастический мир (что относит нас к романтизму), порожденный народной фантазией, существующий вне авторского сознания. Сюжет баллады преподнесен как творение народной мысли. Содержание «Лешего» основано на старин­ном поверье, и это необходимо для того, чтобы «чудесное» в балладе не казалось нам «нелепою выдумкою», пояснял Бахтин. Несмотря на сказочное содержание, «Леший» насыщен конкрет­ными деталями крестьянского быта.

Хотя Катенин уже в первой строфе подготавливает читателя к восприятию чего-то жуткого, но чрезвычайно характерно для творческого метода поэта, что собственно фантастического в бал­ ладе ничего нет. Катенин приводит конкретные, точные детали, вроде «шорох из рощи», «мокрый с деревьев сыплется лист», да и сам леший — это обыкновенный старичок, «нагбенный дров вязан­ кой», единственное, что вызывает в его облике чувство насторожен­ности, это его «вид насмешливый и злой».

Показывая в «Лешем» суеверия, присущие народному сознанию, он вместе с тем стремится и к реальному обоснованию «ужасного», к конкретному описанию лесной природы и тех не­ выдуманных опасностей, которые могут подстеречь мальчика в лесу: нападение волков, ядовитые грибы и т. п. Катенин передает объективное изображение действительности, на которую он смотрит глазами своих героев. Характерны в этом отношении слова, полные истинного драма­тизма, которые нашел Катенин, чтобы выразить горе крестьянки- матери (в «Лешем»): Сохнет с горести по сыне, Будто скошенна трава.». Подобное сравнение могло родиться только в народе.

Признавая фольклор, подобно всем поэтам-декабристам, од­ним из важнейших источников отечественной литературы, Катенин в своем стихотворении «Мстислав Мстиславич» цитирует «Слово о полку Игореве», использует мотивы и обороты народного творче­ства, стремясь воспроизвести особенности народного стиля. Рус­скою окраской стиля и зримой конкретностью образов «Мстислав Мстиславич» продолжает линию баллад Катенина.

Противник открытой тенденциозности литературы, лишь из­ редка писавший произведения, в которых непосредственно звучали политические мотивы, Катенин вместе с тем был одним из ярких представителей гражданственного направления в поэзии и драматур­гии русского прогрессивного романтизма.

Катенин стремится решить проблему стиля и жанра «высокой гражданской трагедии». Он переводит французских трагиков Корнеля и Расина, следуя канонам классицизма, пишет оригинальную трагедию «Андромаха». Катенин — противник политических аллюзий, и его трагедии почти лишены обличительного и революционного пафоса. Для последующей декабристской литературы и стиля гражданского романтизма важное значение имеют катенинские идеи историзма и народности. В своих переводах и в «Андромахе» он стремится приблизиться к локально-историческому колориту античности. Его античность уже не соответствует идеалу классицизма. Это народно-героическая, демократическая античность, такая же, как и средневековье, пора грубых и суровых нравов. Поиски народности в национальной старине (русской, античной, библейской или средневековой) объединяли в поэтической системе Катенина классическую трагедию и простонародную балладу. А сама идея верного изображения исторической эпохи имела прогрессивное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: