Стилевое и образное новаторство поэзии Кольцова

Кольцов не был поэтом ни зажиточного городского мещанства, ни богатого крестьянства, как утверждали некоторые исследователи его творчества. Отдавая симпатии крестьянину-бедняку и батраку, Кольцов не ограничивает себя каким-либо узким социальным барьером. В его поэзии явно проступают общечеловеческие начала, о чем убедительно свидетельствует «Первая песня Лихача Кудрявича». Поэт рисует в ней счастливое, радостное состояние человека, не стесненное социально-групповыми рамками. Поэзия Кольцова чужда и национально-бытовой, социально-групповой, этнографической узости и той абстрактно-психологической масштабности, которая поставила бы его над любыми социальными барьерами.

Развитие творчества Кольцова с самого начала шло по пути полной демократизации тематики, кристаллизации национально-народного восприятия мира. Это поэт широких крестьянских масс, всего трудового народа.

Мотивы неудовлетворенности жизнью, вольнолюбия, в той или иной мере, не умолкая, звучат на протяжении всего творческого пути Кольцова. С явными симпатиями он пишет о «бездомной сироте» («Сирота», 1827), о путнике, плетущемся на «клячонке тощей» («Путник», 1828), о детинке «без хаты», разлученном с любимой богатым соперником («Терем», 1829). В стихотворении «Земное счастие» (1830) он негодует против тех, «кто давит народ мучительным ярмом». Исполненный ненависти к произволу и насилию властвующих кругов, Кольцов написал стихотворение «Лес» (1837), явно перекликающееся с лермонтовским стихотворением «Смерть Поэта». В стихотворении «Расчет с жизнью» (1840) он гневно восклицает: «Жизнь!.. Если б силу Бог дал — Я разбил бы тебя!…» С явным сочувствием воплощается им в песне «Стенька Разин» (1838) образ легендарного народного вождя.

Социальные и религиозные противоречия обуревали Кольцова до конца жизни. Но в этих противоречиях, однако, постепенно побеждал ясный, светлый, жизнеутверждающий взгляд на окружающее. Восхищаясь красотой мира, поэт восклицает: «Любо жить мне на земле!» («Мир музыки», 1838). Наблюдая неудачи и беды, преследующие людей, он призывает их не к примирению, а к действованию: «Поднимись — что силы, Размахни крылами» («Песня» — «В непогоду ветер…», 1839).

Кольцов — поэт-новатор. Его новаторство сказалось прежде всего в образе основного лирического героя. Ведущим лирическим героем стихотворений Кольцова зрелого периода становится крестьянин-бедняк, а определяющими темами — его быт и труд, переживания, думы и заботы, горести и радости, идеалы и мечты. Песни Кольцова — апофеоз этому герою, впервые появившемуся в русской литературе. Лирический герой Кольцова привлекает своей внутренней и внешней красотой, жизнерадостностью, «силой крепкой» («Раздумье селянина», 1837) и неистребимым желанием воли. Любуясь и гордясь им, поэт рисует его добрым молодцем, владеющим могучей силой, по жилушкам переливающейся, широкой удалью и буйными чувствами: «Что ему дорога, Тучи громовые!» («В поле ветер веет», 1838). Перед ним, кудрявым и веселым («Первая песня Лихача Кудрявича», 1837), с плечом «шире дедова», с грудью «высокой» («Косарь», 1836), «путь широкий». У него «Много дум в голове, — Много в сердце огня!» («Путь», 1839).

В стихах Кольцова доминирующее место занимает душевный мир лирического героя. Большое внимание уделяется крестьянскому быту как социальной среде. Обычная картина этого быта — горькая нужда («Размышление поселянина», 1832), бедность, материальная безысходность («Раздумье селянина», 1837), обусловленные постоянными невзгодами: градом, засухой, пожарами («Вторая песня Лихача Кудрявича», 1837). Лишения, беды и несчастья, то и дело подстерегающие крестьянина, наполняют его горечью, вызывают «раздирающую душу печаль» (Герцен).

В стихах Кольцова о любви возникает возвышенно-благородный образ крестьянки — верной подруги сельского труженика. Отмечая психологически правдивое отображение Кольцовым чувства любви, его перипетий, Белинский видит большую заслугу поэта в том, что он «никогда не впадает в сентиментальность, даже и там, где оно (это чувство) становится нежным и трогательным»

Кольцов влюблен в природу. Обладая редкостным чувством ее красоты, он способен радоваться самому обычному, повседневному ее проявлению. Его влечет к себе «степь раздольная» да «привольная» («Косарь»). Для него цветок в долине — «природы милое творенье», дышащее чем-то «благоуханным и святым» («Цветок», 1836). Ему радостно видеть, как «Красавица зорька В небе загорелась, Из большова леса Солнышко выходит» («Песня пахаря»). Но поэт любит природу не в покое, а в движении («Урожай»), в ее пробуждении и расцвете («Цветок», «Пора любви»), а не в увядании. Поздняя осень с ее непогодой: тучами, туманами, дождями — «омрачает свет очей» («Осень»).

Глубоко и нежно любя природу, Кольцов, однако, не создал ни одного стихотворения, посвященного только ей. Природа не мыслится поэтом вне человека. Она воспринимается им активно, как среда его действования, как источник благоденствия и радости человека. Отмечая эту особенность поэзии Кольцова, М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Тем именно и велик Кольцов, тем и могуч талант его, что он никогда не привязывается к природе для природы, а везде видит человека, над нею парящего».

Природа, являющаяся источником жизни и красоты, областью труда, одухотворяется, оживляется и очеловечивается Кольцовым. У него «туча черная понахмурилась», «ополчилася» и пролилася «слезой крупною» («Урожай»), а «дремучий лес призадумался» («Лес»). Его герой обращается к природе как к живому существу: «Ах ты, степь моя, Степь привольная» («Косарь»)

Поэзия Кольцова, посвященная в преобладающих своих мотивах деревне, переживаниям, думам и мечтам крестьянина-бедняка, обладает неповторимо-оригинальной формой. Переломным моментом творчества Кольцова, когда он самоопределяется как оригинальный поэт, считаются примерно 1830—1831 годы.

Подражатели и имитаторы народной песни: Ю. А. Нелединский-Мелецкий, И. И. Дмитриев, А. Ф. Мерзляков, А. А. Дельвиг и др. — несомненно, благотворно воздействовали на Кольцова. Они убедили его своим творчеством в важности песни как вида художественной литературы. Известно, что случайно прочтенные Кольцовым в 1825 году стихотворения И. И. Дмитриева явились как бы толчком к написанию им первых стихов. Но учился он у других поэтов. Его художественный метод, стиль, поэтическая техника складывались в первую очередь под воздействием устно-народного творчества и Пушкина.

Глубоко любя устно-народную поэзию, Кольцов стал ее неутомимым собирателем. Им записаны многие нравившиеся ему песни, присказки, анекдоты, пословицы, поговорки, меткие выражения. Произведения Пушкина, воспринимавшиеся Кольцовым как высочайшие образцы художественного совершенства, вводили его «в беспредельный мир красоты и чувства».

Именно в поэзии Пушкина этой поры наиболее точно воплощались магистральные тенденции отечественной литературы: передовая идейность, народность, реализм, демократизация героев и литературного языка. Влияние пушкинской поэзии особенно отчетливо видно при сопоставлении следующих стихотворений Пушкина и Кольцова: «Вакхическая песня» и «Веселый час», «Соловей и роза» и «Соловей» (1831). Как о самом значительном и торжественном событии своей жизни вспоминал Кольцов о встрече с Пушкиным, происшедшей в 1836 году. Лишь только поэт-прасол назвал свое имя, пригласивший его к себе Пушкин схватил его за руку и воскликнул: «Здравствуй, любезный друг! Я давно желал тебя видеть».

Истинно народное содержание песен Кольцова раскрывается уже в поэтической лексике. Новаторски расширяя границы художественной речи, поэт вводит в лирику до него невиданное количество слов, связанных с бытом и трудом земледельца: «десятина», «пашня», «борона», «соха», «гумно», «скирды», «клеть», «коса», «закрома», «лаптишки», «онучи», «гужом».

Лексика песен Кольцова разговорно-просторечная: «чем-свет», «дремит» («Урожай»), «гляну», «помолвились» («Деревенская беда»), «талан», «помочи» (в смысле помощи), «пороскошничать», «пододонная» («Тоска по воле»), «опознился», «посулил» («Хуторок», 1839).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: