Глава 3. Об измененной почве

Чем больше выражены отклонения, тем чаще обстоятельства вместо причин становятся запускающими факторами.

С.Г. Жислин

Самая гуманная, взвешенная в психологическом отношении, методически рациональная воспитательная ситуация должна быть еще и педологически грамотной. Психические возможности детей отличаются очень сильно, так что уравниловка возможна либо на достаточно низком уровне, либо с применением мощного давления. Это всем известно, понятно и неизменно переходит из учебника в учебник, как у врачей тезис, что лечить нужно не болезнь а больного. С тем же успехом. Все прекрасно знают, что если врач умело обращается с личностью пациента, то чаще всего потому, что он просто хороший человек. И вовсе не оттого, что наши специалисты плохо обучены или как-то особо нелюбознательны. Дело в другом. Семиология (учение о симптомах), диагностическая техника, логика осмысления фактов и способы воздействия на человека, с одной стороны, и обучение знаниям, умениям и навыкам - с другой, базируются на разной основе.

Во-первых, ребенок может быть просто болен, и нужно кроме онтогенеза считаться с закономерностями патогенеза. Во-вторых, недостаточность мозговых ресурсов в связи с уже перенесенным поражением, когда она выражена достаточно сильно, требует рационального использования остаточных возможностей психики, где нужна реабилитация. В-третьих, особенности психического склада (фенотипическая экспрессия генотипического) могут настолько выходить за рамки общепринятого, что возникает потребность в коррекционном подходе – одном из типичных направлений педагогики. Каждый из трех перечисленных вариантов создает проблемы обучения и воспитания при любых обстоятельствах самому наигуманнейшему учителю. Тем паче – когда дети вынуждены приноравливаться к ненадлежащему воспитанию. Здесь количество вариантов девиантного развития многократно увеличивается по сравнению с простой педагогической запущенностью. И здесь психология выступает в роли некоего связующего звена между патогенезом и онтогенезом; ее представления о человеке одной границей выходят на медицину, а другой – на педагогику. В центре же остается переживание ребенка, ущербного от природы и обделенного судьбой.

Об издержках воспитания мы говорили в предшествующей главе. Там шла речь о неком отвлеченном образе и закономерностях возрастной психологии. Теперь нужно конкретизировать подходы, но чтобы сделать это нужно еще какое-то время потратить на общие вопросы. В частности, взглянуть на отклонения в состоянии здоровья безотносительно педагогической задачи. «Модельный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» принят 07.12.2002 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, но в законодательстве России отраслевые формулировки не закреплены. Так что мы будем полагаться на категории, принятые научной общественностью за ключевые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: