Примечания

Глава тринадцатая КРУШЕНИЕ 1. Лахишские письма были открыты археологом Старки (см. W.Кеller. ТhеВible as History, р. 282). Письма написаны на глиняных черепках почерком,указывающим на поспешность. В одном из них пророк упомянут по имени, но-начало имени не сохранилось. Окончание "ягу", вероятно, указывает на Иеремию(евр. Ирмейягу). Текст писем в кн.: Н.Ваrdtke. Неbraische Коnsonantentekste.Leipzig, 1954, S. 28-31; англ. пер.: Рritchard, АNЕТ, р. 322. Библейскиеданные о последних днях Иерусалима содержатся в Книге Царств (4 Цар 15), вПаралипоменоне (2 Пар 36, 11 cл.), у Иезекииля (24; 33, 21 cл.) и у Иеремии(главы 21; 32-34; 37-43, 1-7; 52). Как полагают библеисты, в книгепоследнего эти главы являются частью биографии пророка, написанной Барухом,а также сборника пророчеств, написанных Иеремией между 588 и 586 гг. (см.:L. Stachowicz. Кsiega Ieremiasa. Роznаn, 1967, р. 53 cл.) О халдейскихисточниках см.: D.J. Wisетап. Сhronicles of Chaldean Kings. London, 1956. 2. Это пророчество повторяется в Книге Иеремии дважды (23, 5-6 и 33,2-15 cл.). В последнем случае оно прямо относится к тому времени, когдапророк был заключен в караульном помещении дворца (33,1). О его значении иподлинности см.: W. Rиdolf. Jeremia.-В кн.: О.Еissfeldt (еd.). Наndbuch zumAlten Testament, S. 125. 3. Книгу Плача предание приписывало Иеремии, но в настоящее времяобщепринятым считается мнение, что книга написана несколькими поэтами вскорепосле 587 г и в первые годы плена. См: Т. J. Мееk. Тhе Вооk оf Lamentation, N.Y., 1956. 4. 4 Царств 25, 8 относит штурм Иерусалима к 19-му году правленияНавуходоносора. Официально Навуходоносор был коронован в Вавилоне в апреле604 г. И тогда падение Иерусалима нужно отнести к 586 г. См. статью"Сhronology" в кн. "Тhе Interpreter's Dictionary of the Bible", N.Y.,1962, v. I, р. 580. Но Иеремия говорит о 18-м годе Навуходоносора (52, 29).Это может означать, что Иеремия вел счет не с коронации халдейского царя, асо смерти его отца в августе 605 г. И поэтому более точной датой гибелиИерусалима следует признать 587 г. См.: J. Вright. А Нistory of Israel, р. 286. Глава четырнадцатая И НА РАЗВАЛИНАХ ЖИВЕТ НАДЕЖДА Иудея-Египет, 587-580 гг. Надежда, я сказал, есть ожиданье грядущей славы; ценность прежних дел и благодать - его обоснованье. Данте, Рай, XXV Жестоко расправившись с Иерусалимом, Навуходоносор, однако, не желалокончательной гибели Иудеи: она была нужна ему как провинция, служащаязаслоном против Египта. Поэтому он оставил на месте часть сельскогонаселения и во главе области утвердил наместником иудея Гедалию, которыйпоселился в Мицпе с дочерями Седекии и халдейскими военными, оставленными вкачестве советников. Гедалия принадлежал к партии мира и реформ; его отецАхикам был другом Иеремии, а дед Шафан принимал деятельное участие впреобразованиях Иосии. Сам Гедалия, если судить по его печати, найденной вразвалинах Лахиша, занимал еще при Седекии пост "начальника дворца" (1). Навуходоносор был хорошо осведомлен о внутренних распрях в Иерусалиме,знал он и о деятельности Иеремии, который предсказывал победу его оружию.Поэтому вавилонский царь дал Набусардану строгую инструкцию относительнопророка: "Возьми его, обрати на него внимание, не делай ему ничего худого ипоступи с ним так, как он скажет". Когда дворец был обречен огню, халдейскиеначальники нашли Иеремию в караульном помещении и освободили его. Однако потом Иеремию, вероятно, задержал один из солдат и направил егов Раму, где был сборный пункт пленных. Там Иеремия мог видеть толпысоотечественников, изнуренных голодом, ослабевших от страха, плачущих илитупо равнодушных. Они сбились кучками, жались друг к другу - жители каждогогорода старались держаться вместе. Кто побогаче - позаботились о своемимуществе. Оно было нагружено на ослов, верблюдов и мулов; халдеи разрешалибрать с собой все. Поэтому лагерь был похож на причудливый базар илистановище кочевников. Одна за другой выстраивались партии переселенцев, иконвой уводил их. Они бросали последний взгляд на родные холмы и били себя вгрудь, проходя мимо гробницы праматери Рахили. Казалось, она оплакиваласвоих сынов, которым не суждено больше вернуться. "Вопль в Раме слышится,плач и рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо ихнет" (Иер 31, 15). Левиты и священники шли, гремя цепями, которые были надеты на всехпредставителей высших сословий. Они пели псалмы и повторяли молитвы: Вспомни, Господи, что с нами стало, взгляни на нас и узри нашепоругание: Наследие наше перешло к чужим, и дома наши к иноплеменникам, Стали мы сиротами без отцов, а матери наши как вдовы... Угасла радость в сердце нашем, хороводы наши обернулись сетованием, Упал венец с головы нашей, горе нам, что мы согрешили! (Плач 5, 1-3, 15-16) Бедствие пробудило религиозную совесть: люди каялись в своих грехах,давали обеты Богу, сокрушались о том, что слушали голоса ложных пророков,нарушали уставы Торы. А колонны все уходили одна за другой на север... Случайно Набусардан заметил среди пленных Иеремию. Он немедленно велелосвободить пророка от цепей и предложил ему ехать с ним в халдейскуюстолицу. "Я буду заботиться о тебе,- сказал он,-а если не хочешь идти сомною в Вавилон - оставайся: вот вся земля перед тобою". Но тут же он самрешил, что лучше всего будет, если Иеремия останется при Гедалии и поможетнаместнику восстановить страну. Иеремия принял это предложение и пошел в Мицпу, резиденцию Гедалии.Наместник, вероятно, с радостью встретил пророка: у него было малосторонников и помощников, а трудностей- много. Халдейские войска покидалиИудею, страна нуждалась в мире и порядке, Эдом же на юге пыталсявоспользоваться разрухой в Иудее, чтобы захватить как можно больше земель.Защищаться от эдомитян было нелегко. Войско Седекии разбрелось по стране:одни группы превратились в настоящих разбойников, другие, объединившись вотряды, намеревались вести бессмысленную партизанскую войну. Среди них сталапопулярна крылатая фраза: "Авраам был один в этой земле, и нас немного, номы будем ею владеть". Князь Измаил и его воины опасались переправлятьсяобратно через Иордан и жили во владениях амонитского царя Баалиша. Эти бездомные люди были подавлены и озлоблены. У большинства из нихродные либо погибли, либо были угнаны в плен. В их головах решительно неумещалось, как это могло случиться, что Ягве допустил гибель храма иИерусалима. Они склонны были теперь во всем винить Гедалию и его друзей,которых считали изменниками, продавшими родину халдеям. Никакие разумныедоводы не могли убедить этих отчаявшихся солдат, что катастрофа произошлаименно потому, что власти не следовали советам Иеремии, Гедалии и всейпартии мира. Одно время казалось, что увещания посланцев из Мицпы возымели действие.Князь Измаил, военачальник Иоханан и другие вожди рассеянных отрядов явилиськ наместнику и приняли его предложение начать мирную жизнь. Гедалияуговаривал их скорее приступить к сбору урожая, так как наступал сентябрь, арабочих рук не хватало. Иоханан, пользовавшийся наибольшим авторитетом среди воинов, одним изпервых подал пример. Он искренне поддержал Гедалию и стал помогать ему.Когда же до него дошло, что против наместника составлен заговор, он тотчасже предупредил его. Нити заговора тянулись через князя Измаила к амонитскомуцарю Баалишу, который предпочитал, чтобы разруха и анархия в Иудеепродолжались как можно дольше. Добродушный Гедалия не внял предостережениям, а враги его тем временемготовили удар. Однажды в конце сентября наместник устроил пир, на которыйбыли приглашены иудейские и вавилонские военачальники. Измаил счел этотмомент подходящим. Во время пира он напал на Гедалию и убил его, а воиныИзмаила перебили всех халдеев. На другой день жертвой князя стали богомольцы, пришедшие с севера,чтобы оплакивать развалины. Он пощадил только тех, кто обещал снабдить егопродовольствием. Совершив это новое бессмысленное убийство, Измаил решилидти до конца и поднять новый мятеж против Вавилона. С этой целью онпоспешил к своему союзнику, амонитскому царю. Вместе с собой он увел многихлюдей из Мицпы, в частности и царских дочерей. Будучи сам из рода Давидова,он, может быть, надеялся браком с ними утвердить свои права на престол. Но усамого Иордана Измаил был настигнут отрядом Иоханана, который отбил у неголюдей. Сам князь едва успел скрыться за рекой. Больше о нем никто не слышал. Что делал Иеремия весь этот месяц неясно. Мы снова находим его и Барухауже в отряде, возглавляемом Иохананом. Отряд собрался в Вифлееме, чтобыобсудить, как поступить дальше. В свое время Гедалия от лица Навуходоносораобещал амнистию всем оставшимся иудейским воинам. Но теперь, когдасовершилось предательское убийство наместника, следовало ждать появлениякарательных отрядов. Иоханан предложил идти просить убежища у фараона Хофры.Все хотели знать мнение пророка. Иеремия долго колебался. Он, несомненно, понимал, что от его ответазависит судьба, а может быть, и жизнь этих несчастных. Только через десятьдней, когда он ясно осознал, в чем воля Божия, он объявил ее людям: они недолжны бояться мести Навуходоносора, Бог защитит их, если они останутся вИудее и будут мирно трудиться. Если же они уйдут в Египет, там их ожидаютновые бедствия. Но воинам не понравилось это предложение, они шумно запротестовали:"Это Барух подговорил тебя, ты говоришь неправду!" Им казалось всегоразумнее искать покровительства у союзника, а не надеяться наснисходительность врага. Одним словом, совет Иеремии был решительноотвергнут. Однако всем хотелось, чтобы в пути с ними был хоть кто-то, черезкого в трудную минуту можно вопросить Бога. Поэтому они вынудили Иеремию иБаруха отправиться с ними в Египет. Пророк сначала отказывался, но в концеконцов ему пришлось подчиниться. Остатки иудейского войска выступили в путь. Путешествие вдоль побережья было недолгим. Уже через несколько днейиудеи разбили лагерь на египетской территории близ города Тафнэ. Как раз вэтом самом месте шесть веков назад устроил первую стоянку Моисей послеИсхода. И вот превратности судьбы снова забросили злополучных скитальцев вземлю Мицраим. Впрочем, времена теперь были другие; здесь их ждало уже нерабство, а казармы. Фараон Хофра ценил наемников; на службе у него состоялии греки, и евреи. Последние даже образовали на острове Элефантине целуюколонию, называемую "Иудейским войском". Поэтому добровольные изгнанникибыстро нашли себе пристанище: египетские власти расселили воинов с семьями впограничных городах, где они должны были нести гарнизонную службу. Иеремия и Барух остались в Тафнэ. Здесь, среди солдат и язычников, они,вероятно, чувствовали себя в еще большей изоляции, чем в Иудее. Там, покрайней мере, было хоть сколько-то людей, способных их слушать и понимать;даже в худшие времена у них неизменно оказывались сочувствующие иединомышленники. В Египте же они были окружены людьми, которые относились кним с непониманием и даже недоверием. Пророк и в изгнании не изменил своему делу. Он продолжал быть дляпереселенцев голосом совести, голосом Божиим. Не заботы о сохранении нацииволновали его-египтяне сами отгораживались от евреев, но то, что изгнанникипринесли с собой все те пагубные суеверия, которые заразили их души народине. Особенно тревожило Иеремию возрождение среди иудеев культа богиниАнат, "Царицы Неба". Вероятно, распространенный в те годы египетский культнебесной богини Нейт косвенно способствовал оживлению старой ханаанскойрелигии. На все увещания пророка эти простодушные люди с досадой отвечали:"Мы не будем слушать твоих слов, а будем поступать, как наши отцы, наши царии князья в Иудее поступали, потому что тогда мы были сыты и счастливы и горяне знали. А с тех пор, как перестали мы кадить Богине Неба и возливать ейвозлияния, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода". Они почтиготовы были отнести все беды, свалившиеся на их головы, на счет Иосии ипоборников строгого единобожия. Напрасно Иеремия грозил им новыминесчастьями, напрасно предсказывал вторжение халдеев в Египет и гибель Хофрыот руки врагов, иудейская военная колония осталась глухой к его призывам. Впоследствии все следы религиозной реформы окончательно выветрились изсознания египетских евреев. Они стали посещать храм Ягве, построенный наЭлефантине вопреки запрету Торы. Наряду с Богом Израилевым они открытопочитали Анат, богиню Ашеру и бога Херема. Арамейские документы, найденныена острове, свидетельствуют, что для этих богов собирали пожертвования и ихименем скрепляли клятвы (2).

X x x

Здесь, на первый взгляд, можно было бы поставить точку. Израиль и егорелигия, казалось, шли к своему естественному концу. И в этом не было ничегонеобычного. Не так ли, или почти так, угасали другие древние народы иумирали их боги? Ураган завоевателей, рухнувшие города и храмы, распадениенации... А в нашей повести о пророках не хватает как будто бы лишь эпилога;умрут Иеремия и Иезекииль, растворятся изгнанники среди чужих племен, аслова и дела библейских провидцев, подобно памятникам Вавилона, Египта,Финикии, станут достоянием невозвратного прошлого. Но случилось иное, неожиданное, по-человечески трудно объяснимое. Изгнание и плен оказались не концом дороги, а ее поворотом. Ониозначали не финал истории народа Божия, а начало ее новой главы. Не случайноИезекииль узрел Славу Господню, пребывающую вне Храма и Града, но там, где вживом сердце светит живая вера. Все помыслы престарелого Иеремии были теперь сосредоточены на пленникахВавилона. В то время существовала тесная связь между Египтом и Халдеей. Иименно туда, к вавилонским евреям, отвез Барух последнюю книгу учителя (3).Это было как бы завещание пророка-мученика, написанное им незадолго досмерти. Тот, кто почти всю жизнь обличал, укорял, предсказывал гибель иразорение, выполнил наконец вторую часть своей миссии: "строить и насаждать". О чем же говорила эта книга, которую обычно называют "Книгой Утешения"? Еще тогда, когда пророк сидел под арестом в караульном помещении, онпроизнес первые слова надежды. И вот теперь у последнего рубежа странствия,она раскрывается в его сердце, наполняя его юношеским восторгом. По стилюстроки "Книги Утешения" напоминают ранние речи Иеремии. Быгь может,действительно, он включил в нее кое-что из пророчеств тех далеких лет. Ноглавная черта книги-общее изменение духа проповеди. Пророк, ходивший с ярмомна шее, говорит теперь о сокрушении ярма угнетателей, о спасении иудеев изплена. "Как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, разрушая и погубляя,так буду Я наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь" (Иер 31,28). Но не в самом этом восстановлении Израиля заключена будет величайшаярадость, а в том, что совершится чудо: сердца человеческие обратятся к Богу,очищенные испытаниями и скорбями. "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и ИудойНОВЫЙ ЗАВЕТ. Он будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда взялЯ их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Хотя они нарушили МойЗавет, Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который Язаключу с Израилем после тех дней, говорит Господь; Я вложу Закон Мой в нихсамих и на сердцах их напишу его; и стану Я для них Богом, а они будут Моимнародом. Не нужно уже будет им учить друг друга познанию Бога: все они отмалого до великого будут знать Меня, говорит Господь, ибо прощу Я беззаконияих и не буду вспоминать грехов их. Так говорит Господь, Который дал солнцедля света днем, а луну и звезды для света в ночи, Который волнует море так,что шумят его волны; Ягве Саваоф - имя Его" (Иер 31, 31-35). Итак, Новый Завет... Слово найдено и произнесено. Но было ли ононеожиданным для самого Иеремии? Не потому ли он, не колеблясь, предрекалгибель Ковчега и храма, что с самого начала знал о грядущем храме духа, ополном преобразовании религии?Все вещественные святыни были для него лишьпреходящими символами. Новый Завет пророк видит начертанным уже не накаменных скрижалях, а запечатленным в сердцах. Сам Бог будет явлен споследней достоверностью в глубине человеческого существа. Здесь "КнигуУтешения" озаряет далекий отблеск новозаветной религии. О ней говорит ему неБог одного народа или одной страны, но Бог Вселенной, повелевающий звездамии волнами океана. Ибо Новый Завет перерастет рамки библейского Израиля ибудет явлен всему народу Божию в его всемирной полноте. Среди колоннад языческих храмов, среди иудейских солдат и египетскихкрестьян, в дельте Нила, на перекрестке трех материков старый пророк,прошедший через свою Голгофу, исполняется радостью Грядущего. Времяисчезает. Ветхий Завет смыкается с Новым...

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: