Примечания

Глава девятнадцатая КОНЕЦ НЕВОЛИ 1. Это ветхозаветное воззрение не противоречит Евангелию. Хотя Христоси говорил о том, что ни один волос не падает с головы без воли Божией, Онникогда не учил о постоянном внешнем проявлении всемогущества Божия.Напротив, Он указывал на торжество в жизни темных сил, именуя сатану "княземмира". Своим палачам Он сказал "Теперь ваше время и власть тьмы". И все жеэто нс означает, что мир оставлен без водительства Божия. Для души,обращенной к Нему, многое меняется в законах мира, и именно она, вручив себяПромыслу, постоянно ощущает Его воздействие. Таким образом, двавзаимоисключающих положения (Бог правит миром, и Бог дает миру свободу)парадоксально, антиномически соединяются в живом религиозном опыте. Если вприроде сверхъестественные "вторжения" вещь исключительная, то в бытиичеловека перед лицом Божиим такие "вторжения" могут осуществлятьсяпостоянно. Там же, где эта связь человека с Богом ослабевает и нарушается,стихийные силы, "власть тьмы", получают преобладание. В этом причина, почемуисторический процесс столь часто бывает подвластен греховной воле людей и"князю мира", а посланники Божии оказываются страдающими. Бог действует вчеловеческом мире ненавязчиво и незаметно. Он говорит тихо. Но не следуетпри этом забывать, что в то самое время, когда Христос говорил о "властитьмы", Он же сказал, что видел сатану, падшего с неба как молния. Этоозначает, что в конечном счете Бог остается Вседержителем и Победителемтьмы, подготовляя в Завете с людьми Свое грядущее Царство Духа. 2. О покорении Вавилона сообщают халдейская хроника (пер. в ХДВ, с.273), Геродот (I, 190 сл.) и вавилонский жрец Берос, живший в III в до н. э.(История древнего Востока, т. 2, с. 115, пер. Б.Тураева). 3. Полный перевод манифеста Кира см в ХДВ, т. I, с. 211. Там, междупрочим, говорится о возвращении богов в города, откуда их вывезли, и народовв земли, из которых они были изгнаны. По косвенным свидетельствам можнозаключить, что Кир восстановил и финикийские царства. 4. В Книге пр. Даниила Валтасар назван царем Вавилонским, сыномНавуходоносора. Ввиду того, что последним царем Халдеи был Набонид, ставилипод сомнение само существование Валтасара. Но вавилонские надписизасвидетельствовали, что Валтасар был реальным лицом. Как доказал В.Белявский, он действительно был сыном Навуходоносора и был усыновленНабонидом, который сделал его соправителем (см. V. А. Веljawski. Dеrpolitische Kampf in Babilon in den Jahren 562-556 v. Сhr. -"In memorianEckhard Unger Beitrage zu Geschichte, Kultur und Religion des AltenOrients", Ваden-Baden, 1971). Именно поэтому в Кн. Даниила Валтасар обещаетпророку третье место в царстве, сам он занимал второе (см. А. Петровский.Книга пр. Даниила-ТБ, т.VII, с. 41; Б. Тураев. История древнего Востока, т.2, с. 113). Фразу из халдейской хроники, которую обычно рассматривают каксвидетельство о смерти царевича, Белявский связывает с его матерью (Д.Белявский. Вавилон..., с. 279), ограничивая таким образом свидетельства осмерти Валтасара данными Книги Даниила. Загадочные слова на стене Даниилрасшифровал как "мене, текел, упарсин" и перевел глаголами "измерил,взвесил, разделил". Это означает, что Бог измерил Халдейское царство и нашелего малым, взвесил на весах справедливости и разделил между мидянами иперсами. Согласно другому толкованию, слова на стене означали денежныеединицы мину, сикль и полмины, расположенные по убывающей степени (намек наупадок царской власти в Халдее). См. М. Соловейчик. О значении загадочныхслов Мани, Факел, Фарес-ЖМНП, 1904, Э2, L. F. Наrtтап. Daniel. - JBC; р.454. В Библии сказано, что после убийства Валтасара власть взял "ДарийМидянин". Очевидно, речь идет о Гобрии Мидянине, полководце Кира, которыйпервым вступил в Вавилон, убил Валтасара и был назначен наместником города.Впоследствии на этом посту его сменил сын Кира, Камбис (см.: П. Юнгеров.Внебиблейские свидетельства о событиях, описываемых в книге пророкаДаниила.-ПС, 1888, январь, с. 46). 5. Временем обнародования эдикта Библия называет "1-й год Кира" (Езд 1,1). Вне сомнения, речь идет о 1-м годе его царствования в Вавилоне. С 12октября по 6 ноября 535 г. наместником города был Гобрий Мидянин. После негоцарем был объявлен сын Кира, Камбис, а с 538 г. титул "царя Вавилона" принялсам Кир. К этому же времени относится издание указа. Некоторые историкиставили под сомнение распоряжение Кира относительно иудеев. Однако,во-первых, такова была политика Кира в отношении ко всем народам, покореннымВавилоном (см.: Е. Благонравов. Плен Вавилонский, с. 199), а во-вторых, имеяв перспективе войну с Египтом, Кир был заинтересован в том, чтобы получить вПалестине поддержку населения. Эдикт Кира дан в Библии в двух вариантах (Езд 1, 1-4 и 6, 2-5). Естьпредположение, что оба текста являются лишь отрывками из более обширногодокумента (см.: В. Попов. Возвращение иудеев из плена Вавилонского. Киев,1905, с. 15 сл.). Возможно и другое предположение. Первый указ мог бытьобнародован Киром во время его пребывания в Вавилоне и передан Шешбацару, авторой-написан уже в Эктабанах, резиденции Кира, в связи с отправкойкаравана Зерубабеля. Во всяком случае большинство современных историковпризнают подлинность обоих документов (см.: Е.J. Bickerтап. Тhе Еdict оfСуrus in Ezra.- "Journal of Bible and Religion", 1946, Э5, р. 224). То, чтоКир беседовал с иудеями, следует из текста указа, который обнаруживаетзнание религии переселенцев и их положения. 6. Иосиф Флавий (Археология, XI, 1, 3), считал, видимо, Шешбацара иЗерубабеля одним и тем же лицом. Впоследствии эта мысль не раз высказываласьисториками. Однако, хотя в судьбе обоих есть много сходного, принять этотождество трудно. Согласно Книге Эзры, Шешбацар был назначен Киром вкачестве "пеха" (наместника) в Иудею (5, 16) и ему были вручены сокровищахрама (1, 8). В той же главе, где говорится о Зерубабеле, Шешбацар упомянуткак отдельное лицо. В Книге Паралипоменон среди сыновей царя Ехонии названнекий Шенецар. Многие авторы склонны отождествлять его с Шешбацаром. Ехониябыл взят в плен в 597 году юношей 18 лет. Сын мог родиться у него между 597и 587 гг. (когда его ввергли в темницу), и, следовательно, в 538 г. Шешбацарбыл уже человеком преклонных лет. Поэтому легко предположить, что он умервскоре же после трудного пути в Палестину, а новый караван возглавил ужедругой "пеха"Зерубабель. См.:J.Вright. А Historу оf Israel, р. 348. Глава двадцатая ВОЗВРАЩЕНИЕ. ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ Иерусалим, 538-530 гг. Чем религия выше, тем уверовать в нее труднее. Т. С. Элиот По широкой равнине вдоль берегов Евфрата, тем же самым путем, какимнекогда шел Авраам, продвигался теперь на север караван его потомков. Путьпрямо на запад для них был закрыт, ибо там расстилалась мертвая сирийскаястепь, пересечь которую было практически невозможно. Путешественникампредстояло на протяжении сотен верст держаться реки и лишь потом повернутьна запад, направляясь к Палестине через Пальмиру и Дамаск. Большинствопереселенцев шло пешком; старики же, женщины и дети ехали верхом и наповозках. Из кого состоял этот отряд, возглавляемый потомком Давида ипервосвященником? В основном то были бедняки, горячие головы и мечтатели,преисполненные веры в Царство Божие. С ними шли священники и левиты. Немалуюдолю составляли люди, которым нечего было терять на чужбине и которыенадеялись начать новую жизнь в Стране Обетованной. Библия исчисляет этот караван в 42 000 с лишним человек, но скореевсего здесь имеется в виду общее число вернувшихся из плена в первые годы.Кроме партий Шешбацара и Зерубабеля были, вероятно, и другие волныпереселявшихся иудеев (1). Хотя много евреев осталось в Вавилоне и какая-то часть их жила вПалестине, но именно караван, ведомый духовенством, сознавал себя истиннымпредставителем народа Божия, "Остатком" по преимуществу. Свое возвращениеэти люди понимали как Исход всего Израиля из плена. Шли обычно ночью, чтобы избежать палящего зноя. Когда валились отЕвфрата, путешествие стало изнурительным и трудным. В буквальном смыслепредсказание пророка исполнилось: вместо расцветающего сада и потоков живой воды перед глазами путниковстояли постоянно лишь выжженные солнцем пространства, однообразиебесконечной караванной дороги и столбы пыли, поднимаемые копытами мулов,верблюдов и лошадей. Но на первых порах это вряд ли смущало странников.Настроение было приподнятым, все прониклись тем духом бодрости и надежды,когда и голые камни пустыни могут показаться садом. Над колоннаминепрестанно гремела музыка, звучали гимны, псалмы и старинные песни Израиля;они помогали не замечать усталости и обратить все помыслы к желанной цели: Когда возвращал Ягве пленников Сиона, мы были как бы во сне, Уста наши были полны веселия, и язык наш - песен. Душа избавилась, как птица, из сети ловцов, разорвана сеть, и мы-насвободе. Помощь идет нам от имени Ягве, создавшего небо и землю! (Пс 125, 123) Многие из идущих никогда не видели Иудеи и, вероятно, представляли еесебе сказочной страной, "текущей молоком и медом". Они всей душой рвалисьтуда, надеясь удвоить свои силы одним лишь прикосновением к священной почве.Если среди спутников Моисея было немало роптавших и озирающихся назад, то вовремя этого похода энтузиазм, видимо, побеждал все прочие чувства. С точкизрения здравого смысла путешествие было риском, уходом навстречу неведомому.Но какое настоящее дело совершается без такого риска? И вот Дамаск уже позади, караван шел теперь прямо на юг, продвигаясь покраю восточной пустыни. В обуревавшем путников нетерпении дорога казаласьособенно долгой. Галилею отряд скорее всего оставил в стороне, чтобыизбежать столкновения с ее жителями, которые неизвестно как могли встретитьновоприбывших. Поэтому Иордан пересекли, вероятно, только у Иерихона. Когда вступили в Иерусалим, всех охватили противоречивые чувства:радость возвращения и печаль при виде унылых развалин, отмечавших местобывшего храма и царского дворца. Город мечты предстал перед ними в виде голого холма, на котором средиобломков и щебня рос колючий кустарник. Все немногочисленные обитатели округи стеклись в Иерусалим: и те, ктопришел раньше главного каравана, и те, кто чудом избежал угона в плен ивлачил здесь убогое существование. Наступил праздник Кущей, во времякоторого по обычаю богомольцы жили в палатках. Это было как нельзя болеекстати, ибо новоприбывшие не имели над головой другого крова: в Иерусалимене осталось ни единого целого дома. После того как на месте древней столицы Иудеи был разбит палаточныйгород, "все как один человек" собрались на торжественное богослужение. Нафундаменте прежнего жертвенника Шешбацар уже успел соорудить временныйалтарь. В первый день осеннего месяца тишри при участии сонма духовенствабыли совершены все обряды, "как написано в законе Моисея, человека Божия". Зерубабель торопился приступить к сооружению храма согласно указу Кира.Но прежде нужно было как-то разместить переселенцев. Наскоро строились дома;средства, собранные иудейскими богачами в Вавилоне, приходилось тратить напропитание народа, ибо поля были заброшены и только после сева можно былонадеяться на первый урожай. Тем не менее Зерубабель действовал в этих нелегких условиях успешно ираспорядительно. Авторитет его был высок: он был "сыном Давида" и напоминалнароду о былой славе династии. Правда, сейчас он являлся лишь "пеха" -наместником небольшой области Егуд, подчиненной сатрапу Заречной провинции.Но всем было известно благосклонное отношение Кира к дружественным монархамего империи, и не угасала надежда, что Зерубабеля признают царем Иудеи. Трудности, связанные с реконструкцией храма, вызвали было пререкания ираспри. Стремление как можно скорее приступить к работам подогревалосьвсеобщим убеждением, что едва только Дом Божий восстанет из пепла, как всечудесным образом переменится. Второисайю огорчали неурядицы, порожденныеэтой спешной подготовкой к строительству. Он призывал всех к миру испокойствию: никакие красивые камни не могут заменить истинного храма Божия,который должен созидаться в человеческих сердцах. Так говорит Ягве: Небо - престол Мой, И земля - подножие Мое; Какой Дом построите вы Мне? и где место Моего пребывания? Все это Моя рука сотворила, и всему дала бытие, говорит Ягве. Но вот что угодно Мне: смиренный и кроткий духом и благоговеющий передименем Моим. (Ис 66, 1-2) Перед началом работ был объявлен всенародный пост, приносились жертвы иобеты. Но и тут пророк стоял на страже, внимательно следя за настроениямиверующих. Его начал тревожить призрак ханжества, он боялся, как бы народ неподменил подлинной веры исполнением ритуальных правил. Он замечал, чтокое-кто уже успел устроиться и благоденствовал за счет собратьев. Могут липомочь молитвы и пост, если нарушается главное? Разве такой пост угоден Мне, когда человек мучит самого себя? когда гнет он свою голову, как тростник и лежит в рубище и пепле? Это ли ты называешь постом, днем богоугодным? Вот пост, который угоден Мне: разрушь оковы неправды, развяжи узы ярма. Угнетенных освободи и расторгни всякое иго, Раздели хлеб твой с голодным и бедных странников приюти, Увидишь нагого одень его и от ближнего твоего не отворачивайся. (Ис 58, 5-7) Быть может, проповедник намекал здесь на рабство, ибо с репатриантамиприбыло несколько сот невольников. Но главным образом он хотел утвердитьнавсегда то понятие о благочестии, которое издавна отстаивали пророки:доброе дело в очах Божиих всегда выше обряда и внешняя набожность не дожнавытеснять исполнение заповедей. Это, разумеется, не означает, что пророк былпротив поста и субботы, но он лишь указывал на то, что является первымдолгом и делом веры. Сооружение храма было для него, как и для всего народа,священным начинанием. Но Второисайя предостерегал от того, чтобы оно непревращалось в самоцель, ибо первейшим оставалось духовное обновлениеОбщины.

X x x

Весной следующего 537 года явилась наконец возможность приступить кстроительству. В основу плана положили описание Иезекииля. Пользуясьразрешением Кира, Зерубабель выписал из Финикии кедровый лес, из казныначали выплачивать каменотесам жалованье. Левиты были поставленынадзирателями. Закладку храма превратили в праздник Священники трубили в трубы, игралоркестр, левиты пели, и народ подхватывал слова псалма: Славьте Ягве, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! Так скажут избранники Ягве, которых избавил Он от руки врагов И собрал от востока и запада, от севера и моря. Они блуждали в пустыне по пути безлюдному и не встречали населенногогорода. Но воззвали они к Ягве в скорби своей, и Он спас их от бед их, Вывел их из тьмы смертной, и расторгнул Он узы их. (Пс 106) Едва только был заложен фундамент, как над святой горой прокатилсястоустый вопль: большинство кричало от восторга, но были и такие, которыегромко плакали. Им казалось, что никогда уже Дом Божий не будет стольвеликолепным, как при Соломоне. Они привыкли к грандиозным капищам Халдеи, асмутные воспоминания детства превратили в их глазах Сионский храм в зданиефантастической красоты. И вот теперь у них перед глазами были лишь первыеряды невзрачной каменной кладки, положенной среди строительного мусора. Так,под горестные вопли и крики радости, был основан Второй Храм. Между тем жители Самарии проведали о том, что происходит в Иудее. Послетого как Иосия в 622 году разрушил Бетэльский алтарь, у них не было храмов.Сознавая свое религиозное единство с Иерусалимом, они прислали к Зерубабелюлюдей, предлагая помощь в благочестивом деле. Хотя предки многих из них былиприведены ассирийцами с востока, но сами они давно смешались с израильтянамии приняли их религию. Когда храм был разрушен, северяне приходили наразвалины плакать о нем (2). "Мы, - говорили посланцы, - как и вы, прибегаем к Богу вашему и Емуприносим жертвы от времен Асардана, царя Ассирийского". Этим они хотелиподчеркнуть, что их приверженность к культу Ягве давняя и насчитывает ужеполтора века. Знаменательный час! Не начинает ли сбываться пророчество о народах,которые придут на Сион воздать честь единому Богу? Но именно в этот исторический момент черная трещина разверзлась междуиудейской Общиной и миром... Зерубабель и первосвященник встретили самарян с откровеннымнедружелюбием и подозрительностью. Они решительно отказались принять ихпомощь, ссылаясь при этом на эдикт Кира, который предписывал лишь иудеямстроить Иерусалимский храм. В чем же крылась причина этого неожиданного отказа? Почему храмвсемирной религии оказался внезапно только национальным святилищем? Почемубыли преданы идеалы пророков? Библия не дает прямого ответа на этот вопрос. Но нетрудно установитьтри основные причины отстранения самарян. Во-первых, вожди Общинысомневались в чистоте веры всех тех, кто избежал плена. Именно в изгнанииучители и пророки добились полного и бескомпромиссного отказа от языческихэлементов старого ягвизма. Во-вторых, здесь, несомненно, сыграла рольисконная вражда между Севером и Югом. Это соперничество двух ветвей Израиляеще при Соломоне привело к роковому расколу страны. Теперь же оно вновьожило, неся новые беды и новую постыдную отчужденность. И, наконец, третье:из Книги Царств мы знаем, что восточные колонисты в Самарии наряду с Ягвечтили и богов своей родины. Сближение с ними, по мнению старейшин, моглоснова поставить иудейство перед лицом внутренней угрозы. Учитывая все это, следует признать, что Зерубабель имел основанияостерегаться самарян. Иудейская Община была еще чересчур слаба, и вожди еебыли слишком напуганы последствиями прежних отпадений. Теперь они стремилисьво что бы то ни стало соблюсти чистоту веры, пусть даже ценой немалых жертв. Хотя Второисайя ждал миссионерского подвига, который примет на себяИзраиль как Слуга Божий, но сам народ не созрел для него. Еще были живыпредставители тех поколений, которые своей неверностью навлекли гнев Божийна Сион. Но даже если и согласиться с известной правотой Зерубабеля, трудно неувидеть в его поступке измену высокому духу профетизма. К тому жепоследствия отказа не замедлили сказаться. Оскорбленные самаряне принялисьчинить всевозможные препятствия строителям - подкупали персидскихчиновников, сеяли слухи, запугивали иудеев. Вне всякого сомнения, Второисайя был удручен исходом переговоров. Всюжизнь лелеял он мечту о соединении народов под сенью Ягве, а теперь сталсвидетелем того, как с первых же своих шагов руководители Общины не пожелалиоткрыть двери прозелитам. Разве не говорили пророчества о племенах земли,которые придут на гору Господню? Разве не требовал Иезекииль равноправия дляиноземцев в лоне Царства Ягве? Пророк вступил в борьбу с духом исключительности и изоляционизма: Пусть сын иноплеменника не говорит, присоединившийся к Ягве не говорит: Отделил меня Ягве от народа Своего. (Ис 56, 3) Бог всем дал место в Своей Церкви, она знает только одну границу -между истинной верой и идолопоклонством: Сыновей иноплеменников, присоединившихся к Ягве, чтобы служить Ему, Любить имя Ягве, быть служителями Его, Всех, блюдущих субботу непорочно и крепких в Завете Моем, Приведу Я на гору святую Мою и дам им радость в Моем доме молитвы, Их всесожжения и жертвы будут угодны на алтаре Моем, Ибо назовется Дом Мой Домом молитвы для всех народов. (Ис 56, 6-7) По-видимому, проповеди пророка не остались бесплодными. Естьдоказательства тому, что конфликт был вскоре улажен. Иудеи установиликонтакт с самарянами, и некоторое время их дружба ничем не омрачалась. Черезсто лет после описываемых событий в Иерусалим была привезена Тора (нынешнееПятикнижие), и именно список с этой Торы является до наших дней святынейсамарян. Если бы не произошло религиозное примирение между иудеями и ихсеверными соседями, то почитание Торы у самарян было бы невозможным. Правда,впоследствии чисто политические причины снова усилили отчуждение и закрепилираскол, однако в первые десятилетия после возвращения из плена вражда быстросошла на нет (3). Но тут возникли новые препятствия, которые затормозили строительствохрама. В 530 году Кир погиб во время похода в Среднюю Азию. Его сын ипреемник Камбис (529-522) был человеком иного склада, нежели отец. При немПерсидская империя превратилась в деспотию. Жестокого и вспыльчивого царяуже не называли "отцом" и "освободителем", как Кира. Если Кир считалвосстановление Иерусалимского храма делом своей чести, то Камбис малоинтересовался Иудеей. Отпущенные Киром средства подошли к концу, а ждатьпомощи от нового царя было бесполезно. Провинция Егуд не смогла оправиться и все более нищала, поборотьразруху не хватало сил. Хотя богатые иудеи из Вавилона и оказывали Егудуподдержку, но она была недостаточной, а имущее сословие в Общине малозаботилось о нуждах земледельцев. Романтические настроения и энтузиазмсменились унынием и разочарованием. Борьба за хлеб насущный стала главнойзаботой дня.

X x x

Вместе со всем народом Второисайя тяжело переживал эту полосу неудач.Не того он ждал, не о том пророчествовал. Вместо расцвета и благоденствия -нищета, вместо храма - недостроенный фундамент, вместо великого Богоявления- духовный упадок. Было отчего опустить руки. Вероятно, в эти дни пророк сложил скорбную песнь, в которой изливалжалобы всего Израиля (Ис 63, 7-64, 12). Как страстно ожидал народ Пришествия Господня и как жестоко ошибся!Теперь становилось ясным, что и путь в Палестину не был чудом и что вообщеколонисты в "земле отцов" никому не нужны, чужды всем, бедны и заброшены.Быть может, и весь Исход был лишь огромной ошибкой? Гнетущая проза жизниразвеяла все воздушные замки. Пророк спрашивает: почему нет обещанного небесного водительства? Где Тот, Кто вывел их из моря, Пастырь овец Своих? Где Тот, Кто вложил в них Дух Свой Святой, Кто мощной силой вел десницу Моисея, Кто разделил воды, чтобы имя Его стало вечным, Кто вел их через бездну, как коней по степи, и они не претыкались? (Ис 63, 11-13) Он был Оплотом и Покровителем древних, почему же нынешнее поколениезабыто Им? Воззри с небес и посмотри из жилища Славы Твоей, Где ревностная заботаи сила Твоя? (Ис 63, 15) Пусть они - только горсточка людей, пусть они - даже не настоящийИзраиль, но они искали помощи только у Бога, так неужели Он отвернется отних? Только Ты один - Отец наш, ибо Авраам не знает нас и Израиль непризнает нас. Ты, Ягве, - Отец наш, от века имя Твое - "Искупитель наш". Почему, о Ягве, попустил Ты уклониться нам от путей Твоих, ожесточиться сердцем нашим и не благоговеть перед Тобой"? (Ис 63, 16-17) И, наконец, вопль, исполненный слез и бесконечной тоски:О, если бы Ты разверз небеса и сошел! Перед лицом Твоим сотряслись бы горы! (Ис 64, 1) Мы нередко представляем себе древних людьми простодушной, наивной веры.Но история Израиля говорит совсем о другом. Вера его, его "осанна", неоставалась всегда безоблачной, а проходила через страшные горнила сомнений. Впрочем, то были не плоские сомнения ума, которые самим же разумом ирассеиваются. По Библии, только "безумный" может сказать: "нет Бога". Носомнения Израиля были глубже и трагичнее. В новое время их ярче всех сумелвыразить Достоевский. Это - сомнение не в существовании Верховного Начала,но сомнение в Его благости, в Его промысле. Оно есть недоверие к Богу,отдаление от Него, богооставленность, утрата чувства Его присутствия. И чем выше было данное Израилю духовное знание, чем ярче светОткровения, тем больше труда и мучительных усилий ждало его впереди. Храмновозаветной Церкви был построен на основании веры Израиля потому, что этотфундамент скрепили слезы и борения, сомнения и титанические порывы духа. Люди Ветхого Завета не были какими-то особенными существами, сделаннымииз иного материала, чем прочие. Писание не случайно изображает их во всей ихчеловеческой немощи и противоречивости. "Библейский человек" как нечтоисключительное - это миф в дурном смысле слова. Древние евреи так же, как имы, хотели жить, любили и ненавидели, верили и сомневались. Им так же, как инам, были свойственны духовные взлеты и духовное бессилие. Воздвигая свойхрам, они соперничали, ссорились, ревновали, искали выгод, уклонялись оттрудностей. Но именно потому, что они были такими же, как мы, история ихостается столь жизненной и важной для нас. Слабые и земные, они проходилипуть нелегкого восхождения, сбиваясь с пути и падая. Вместе с ними шли и ихпророки, вестники спасения и возрождения, которые также знали мрак уныния ибездны отчаяния. Сколько раз Исайя Второй принужден был убеждаться, что надежды егонапрасны! Но он устоял, как и его великий иерусалимский предшественник, какАввакум, как Иов. Последние годы его жизни были мрачны. Но видение золотогоГрада продолжало гореть перед ним и в конце его земного странствия. Пустьвсе вокруг говорило о тщете упований, но он не изменил своему видению. Неэтот нищий город, лежащий в развалинах, но Новый Иерусалим остался нерушимымоплотом его веры, предметом его любви. Превозмогая душевную боль, онпродолжает воспевать Божий Град, теперь уже столь далекий и недоступный.Жизнь - это непроглядная ночь, но тем, кто видит маяк Нового Иерусалима, онне даст сбиться с пути. Восстань, воссияй! Ибо явился свет твой и Слава Ягве заблистала над тобою; Ибо вот мгла покроет землю и тьма - страну, А над тобой воссияет Ягве, и Слава явится над тобою. И пойдут народы к твоему свету, и цари - к лучам твоего сияния. (Ис 60, 1-3) Там не будет нужды в солнце, незакатным светом станет Сам Бог, Которыйвведет человека в Свой чертог. Он и сейчас обитает в верном сердце (Ис 57,15), но тогда изменится все: и человек, и само мироздание: Вот Я творю новое небо и новую землю, а прежние не будут вспоминаться и на ум не придут. (Ис 65, 17) Эти слова ветхозаветного провидца повторит в Апокалипсисе апостолИоанн, когда перед его духовным взором раскроется видение ГорнегоИерусалима. В этом - единство устремления, единство чаяний Ветхого и НовогоЗаветов, и они останутся вечным источником сил для новых поколенийчеловечества, указывая им путь, назначение и смысл бытия.

X x x

Здесь мы должны расстаться с Второисайей-этим таинственным безымяннымгигантом Библии. Выше него ветхозаветное сознание уже редко сможетподняться. Он явился великим предтечей Мессии, уготовлявшим Ему путь.Казалось бы, вот оно-"исполнение времен"! Не пробил ли час для Воплощения иБлаговестия? Но на самом деле до начала новой эры оставалось еще пять веков.Пророк намного опередил свое время. Ветхозаветной Церкви предстояло пройтичерез столетия радостей и горестей, многому научиться, от многогоотказаться, прежде чем почва для Сеятеля будет готова. Правда, в ней найдутсебе место и плевелы. Рядом с добром будет расти зло; оно вызовет бури истолкновения, приведет к отвержению Мессии и Голгофе. Но такова, по словуЕвангелия, вся история мира: пшеница и сорняки поднимаются вместе. ТолькоКонец полностью изгонит тьму...

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: