Уроки повторения и обобщения пройденного (характеристика одной из форм проведения урока повторения и обобщения по выбору).
Урок-зачет
Одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях.
Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов (ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее оформляет стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, сделают «лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя; примут участие в размножении некоторых материалов: табличек «Знания, умения и навыки по изучаемой теме», памяток, справочных карточек для слабоуспевающих учеников, карточек-заданий для индивидуальной работы и т.д. Если возникает необходимость – они окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.
|
|
Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогают учителю проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в «лист учета знаний».
Подготовительная работа проводится и с остальными учащимися класса. На первом же уроке изучения темы школьников ставят в известность о том, что по ней предусмотрено проведение зачета. Учитель сообщает время его проведения, знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков, дает список справочной литературы, которая может быть использована при подготовке к зачету.
Перечень знаний, умений, навыков по изученной теме может быть помещен и на стенде «Готовимся к зачету». Кроме того, на нем могут быть представлены и памятки об оценке ответа, советы и рекомендации по подготовке к зачету, задания и вопросы по теме, образцы ответов, примеры и т.д.
На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.
Каждому ученику может быть предложена памятка, помогающая оценить устный ответ.
План отзыва об устном ответе:
1. Было ли вступление, удачно ли оно?
2. Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развернутым?
3. Удовлетворены ли вы количеством и качеством проводимых примеров?
4. Сделано ли обобщение в конце ответа?
5. В каком стиле дан ответ?
6. Замечания к ответу, дополнения.
7. Общее впечатление от ответа.
8. Полнота и глубина изложения материала.
9. Логичность, последовательность, убедительность ответа; доказательность выдвигаемых положений.
10. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.
11. Замечания, дополнения.