Бюджет производства

Бюджет производства это производственная программа (для производственных предприятий), которая определяет запланиро­ванные номенклатуру и объем производства в предстоящем бюд­жетном периоде (в натуральных показателях). Для торговых предприятий — это план закупок товара для последующей пере­продажи.

Зная производственную программу или объем закупок товара и величину запасов, можно впоследствии установить как произ­водственную себестоимость продукции или расходы на закупку товара, так и издержки хранения запасов.

Бюджет производства опирается на бюджет продаж, учиты­вает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.

Для определения объемов производства или закупок необхо­димо знать общий объем продаж и его динамику внутри бюджет­ного периода (года) и установить такие целевые нормативы, как товарные остатки и запас готовой продукции на начало и конец каждого месяца внутри бюджетного периода и на конец года.

Необходимый объем производства продукции или закупок то­варов определяется как объем планируемых продаж минус остат­ки готовой продукции на начало периода плюс целевой норматив остатков готовой продукции на конец периода.

Сложным моментом является определение оптимального запа­са продукции или товара на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредви­денные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны, деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, целевой норматив запасов готовой продукции на конец периода устанавливается в процентах от объема продаж сле­дующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.


218 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 219



Если рассматривать запасы с точки зрения годового бюджета, то здесь существует такое правило: запасы готовой продукции на начало месяца всегда равны конечному запасу предыдущего ме­сяца, а запасы на конец года равны запасам на конец декабря.

Для расчета бюджета производства предприятия «Химпром» запасы готовой продукции на начало периода даны, они взяты из бухгалтерского или управленческого учета на конец предыдуще­го периода.

Из бюджета продаж в данную бюджетную форму переносятся объемы продаж в натуральном выражении — пленка: НО + 72 = = 182 тонны и 25000 + 30000 + 40000 + 20000 = 115000 шт. изделий из пластмассы.

Кроме того, сделано предположение, что в следующем месяце объем продаж будет таким же, как и в планируемом. Исходя из этого, можно посчитать желаемый запас готовой продукции на конец периода в объеме 20 %. 22 тонны остатка на конец периода пленки термоусадочной получили, взяв 20 % от 110 тонн. Таким же образом определяются остатки по каждому виду продукции.

Объем продукции, который необходимо произвести, рассчитыва­ется по формуле, которая была приведена выше: 112 тонн объема производства термоусадочной пленки =110 тонн объема продаж + + 22 тонны желаемого запаса на складе на конец периода - 20 тонн запаса на начало периода. И так по каждому виду продукции.

Зная объем производства по месяцам, а также нормативы зат­рат сырья, материалов, труда и т. д., можно рассчитать производ­ственную себестоимость. С этой целью составляются бюджеты прямых затрат материалов, труда, прочих прямых производствен­ных расходов и общепроизводственных накладных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: