Строка 2.1. «Аренда»


Расшифровка прочих доходов показывает, что сдача в аренду складского и производственного помещений, а также двух стан­ков принесет предприятию доход 2520 грн. с НДС.

Приведенные в примере форматы бюджетных таблиц можно использовать как основу для разработки форматов под те требо­вания, которые предъявляются руководством каждого конкрет­ного предприятия в зависимости от специфики его бизнеса и требований к детализации и разрезам предоставления информа­ции.

Кроме того, предприятие может иметь доходы от инвестицион­ной деятельности и от финансовой деятельности, которые также должны найти отражение в бюджетной таблице доходов. В рас­сматриваемом примере таких доходов не запланировано для про­стоты расчета.

Основу бюджета доходов составляет бюджет продаж, поэтому его целесообразно составить более подробно, в разрезе клиентов по направлению «Пленка» и в разрезе видов продукции по на­правлению «Пластмасса».

При составлении этого бюджета рассчитывается количество отгруженной (поставленной) продукции или товара, прогнозиру­емая ее стоимость и выручка от реализации.

Объем продаж может планироваться по отдельным видам про­дукции, товара, услуг, по подразделениям, по направлениям.

При очень большой номенклатуре (это касается, в первую очередь, торговых предприятий) товар необходимо группировать и рассчитывать бюджет продаж по группам и средним ценам для каждой группы.

Объем продаж планируется на весь бюджетный период поме­сячно, т. е. составляется так называемый график продаж.

Наряду с графиком прогнозных объемов продаж в физичес­ком выражении на бюджетный период часто возникает необходи­мость составления графика отпускных цен. Это приходится де­лать в тех случаях, когда в связи с сезонностью изменяется цена (например, в аграрном секторе отпускная цена молока может колебаться от 85 **■ 90 коп. за 1 литр летом и до 1,301,50 грн. зимой) или в условиях высокой инфляции.

Общий объем продаж в стоимостном выражении определяется путем умножения объема продаж в физических единицах за,


               
 
 
   
 
   
   
 


например, месяц на отпускную цену продажи в данном месяце в соответствии с графиком отпускных цен.

В бюджете продаж необходимо также отдельно посчитать объем продаж без НДС и с НДС, чтобы были видны налоговые обяза­тельства и потом можно было рассчитать сумму НДС к уплате.

Информация об объемах продаж из бюджета продаж затем идет в соответствующую статью бюджета доходов и расходов.

Наряду с планом-графиком отгрузки продукции или товара в бюджете продаж необходимо спланировать и график поступле­ния денежных средств от проданной продукции или товара.

Если у предприятия уже есть наработанная статистика за преды­дущие периоды о том, какая доля отгруженной в данном месяце продукции оплачивается в этом же месяце, а какая и в каком объеме в последующие месяцы, то при планировании поступлений денеж­ных средств пользуются этой статистикой с учетом возможных из­менений (например, руководство такие показатели не устраивают, и ставится задача оптимизации дебиторской задолженности).

Если статистики нет, то, как правило, специалисты и руково­дители предприятия устанавливают определенные показатели эк­спертным путем.

Например, 30 % продаж месяца оплачивается в этом же месяце, 50 % — в следующем, а еще 15 %через один. При этом 5 % могут представлять собой безнадежную дебиторскую задолженность. В наших условиях это не редкость. Такая си­туация может быть вызвана как нечистоплотностью деловых партнеров, так и их банкротством.

Суммы денежных поступлений вносятся затем в соответству­ющую строку календарного плана поступлений и платежей, ко­торый будет рассмотрен немного позже, и соответствующую строку бюджета движения денежных средств.

Прогнозируемое количество проданной продукции по каждо­му виду продукции и по каждому контрагенту умножается на прогнозируемую цену и получается объем продаж в денежном выражении.

Порядок и последовательность составления бюдже­та продаж.

1. Определить объем продаж по каждому продукту, товару, услуге в натуральном выражении за 1-й месяц бюджетного периода.


210 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 211

2. Определить цену продажи для каждого продукта за 1-й месяц.

3. Умножив объем на цену, получить объем продаж для каж­
дого продукта, за 1-й месяц.

4. Определить возможную динамику сбыта и динамику цен до
конца бюджетного периода по каждому продукту, товару.

5. Просчитать динамику объемов продаж по месяцам и на весь
бюджетный период по всем продуктам и товарам.

6. Составить график поступлений денежный средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: