Расшифровка прочих доходов показывает, что сдача в аренду складского и производственного помещений, а также двух станков принесет предприятию доход 2520 грн. с НДС.
Приведенные в примере форматы бюджетных таблиц можно использовать как основу для разработки форматов под те требования, которые предъявляются руководством каждого конкретного предприятия в зависимости от специфики его бизнеса и требований к детализации и разрезам предоставления информации.
Кроме того, предприятие может иметь доходы от инвестиционной деятельности и от финансовой деятельности, которые также должны найти отражение в бюджетной таблице доходов. В рассматриваемом примере таких доходов не запланировано для простоты расчета.
Основу бюджета доходов составляет бюджет продаж, поэтому его целесообразно составить более подробно, в разрезе клиентов по направлению «Пленка» и в разрезе видов продукции по направлению «Пластмасса».
При составлении этого бюджета рассчитывается количество отгруженной (поставленной) продукции или товара, прогнозируемая ее стоимость и выручка от реализации.
|
|
Объем продаж может планироваться по отдельным видам продукции, товара, услуг, по подразделениям, по направлениям.
При очень большой номенклатуре (это касается, в первую очередь, торговых предприятий) товар необходимо группировать и рассчитывать бюджет продаж по группам и средним ценам для каждой группы.
Объем продаж планируется на весь бюджетный период помесячно, т. е. составляется так называемый график продаж.
Наряду с графиком прогнозных объемов продаж в физическом выражении на бюджетный период часто возникает необходимость составления графика отпускных цен. Это приходится делать в тех случаях, когда в связи с сезонностью изменяется цена (например, в аграрном секторе отпускная цена молока может колебаться от 85 **■ 90 коп. за 1 литр летом и до 1,30 — 1,50 грн. зимой) или в условиях высокой инфляции.
Общий объем продаж в стоимостном выражении определяется путем умножения объема продаж в физических единицах за,
например, месяц на отпускную цену продажи в данном месяце в соответствии с графиком отпускных цен.
В бюджете продаж необходимо также отдельно посчитать объем продаж без НДС и с НДС, чтобы были видны налоговые обязательства и потом можно было рассчитать сумму НДС к уплате.
Информация об объемах продаж из бюджета продаж затем идет в соответствующую статью бюджета доходов и расходов.
Наряду с планом-графиком отгрузки продукции или товара в бюджете продаж необходимо спланировать и график поступления денежных средств от проданной продукции или товара.
|
|
Если у предприятия уже есть наработанная статистика за предыдущие периоды о том, какая доля отгруженной в данном месяце продукции оплачивается в этом же месяце, а какая и в каком объеме в последующие месяцы, то при планировании поступлений денежных средств пользуются этой статистикой с учетом возможных изменений (например, руководство такие показатели не устраивают, и ставится задача оптимизации дебиторской задолженности).
Если статистики нет, то, как правило, специалисты и руководители предприятия устанавливают определенные показатели экспертным путем.
Например, 30 % продаж месяца оплачивается в этом же месяце, 50 % — в следующем, а еще 15 % — через один. При этом 5 % могут представлять собой безнадежную дебиторскую задолженность. В наших условиях это не редкость. Такая ситуация может быть вызвана как нечистоплотностью деловых партнеров, так и их банкротством.
Суммы денежных поступлений вносятся затем в соответствующую строку календарного плана поступлений и платежей, который будет рассмотрен немного позже, и соответствующую строку бюджета движения денежных средств.
Прогнозируемое количество проданной продукции по каждому виду продукции и по каждому контрагенту умножается на прогнозируемую цену и получается объем продаж в денежном выражении.
Порядок и последовательность составления бюджета продаж.
1. Определить объем продаж по каждому продукту, товару, услуге в натуральном выражении за 1-й месяц бюджетного периода.
210 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 211
2. Определить цену продажи для каждого продукта за 1-й месяц.
3. Умножив объем на цену, получить объем продаж для каж
дого продукта, за 1-й месяц.
4. Определить возможную динамику сбыта и динамику цен до
конца бюджетного периода по каждому продукту, товару.
5. Просчитать динамику объемов продаж по месяцам и на весь
бюджетный период по всем продуктам и товарам.
6. Составить график поступлений денежный средств.