Бюджет коммерческих расходов

Бюджет коммерческих расходов целесообразно составлять одновременно с бюджетом продаж:

— во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредствен­
но связан с бюджетом продаж;

— во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же
подразделениями.

Назначение бюджета коммерческих продаж как мож­но точнее определить затраты на продвижение и реализацию продукта на рынке.

При составлении бюджета коммерческих расходов необходи­мо учитывать следующие моменты:

— расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объе­
мом продаж;

— не следует ожидать повышения объема продаж, одновре­
менно планируя снижение финансирования мероприятий по сти­
мулированию сбыта;

— большинство затрат на сбыт можно планировать в процент­
ном соотношении к объему реализации — величина этого соотно­
шения зависит от стадии жизненного цикла товара;

— коммерческие расходы могут группироваться по многим
критериям в зависимости от сегментации рынка;

— значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на
продвижение товара — это определяет приоритеты в управлении
коммерческими расходами;

— в бюджет коммерческих расходов включают расходы по
хранению, страховке и складированию продукции.

К коммерческим расходам также относятся:

— маркетинг и реклама;


       
   
 
 


— заработная плата сбытового персонала, как постоянная, так
и переменная часть;

— командировочные и представительские;

— комиссионные посредникам;

— доставка собственным транспортом или другими каналами
(ж/д, автолюксы и др.);

— премиальные;

— упаковка и др.

При этом коммерческие расходы могут быть как переменны­ми, так и постоянными. Критерий отнесения тот же — зависи­мость от объемов продаж.

Поскольку на предприятии «Химпром» каждое бизнес-направ­ление имеет свой отдел сбыта, то и коммерческие расходы можно рассчитать по каждому направлению.

В переменные расходы входят комиссионные специалистов по сбыту с начислениями и транспортные расходы. Причем в случае направления «Пленка» комиссионные установлены из расчета 28 грн. за 1 реализованную тонну + 38,56 % начислений. Сумма расходов 7061 грн. получается путем умножения объема реализа­ции пленки 182 тонны на 28 грн. за тонну и добавлением 38,56 % начислений.

А комиссионные специалистам по сбыту пластмассовых изделий установлены как 1,2 % от объема реализации продукции в грн. Сумма расходов 11880 грн. получается путем умножения суммы реализации пластмассовых изделий 990000 грн. на 1,2 %.

Кроме того, условиями реализации предусмотрено, что плен­ку предприятие доставляет за свой счет и тратит на это 50 грн. за 1 тонну (9100 грн. = 182 х 50), а пластмассовые изделия забира­ют самовывозом и поэтому в бюджет транспортные расходы по этому направлению не закладываются.

Далее идут постоянные коммерческие расходы, которые со­стоят из расходов на рекламу и маркетинг (пленка — выпуск 1000 рекламных буклетов по 0,45 грн. за 1 буклет, пластмасса — выход рекламного объявления за 300 грн.), командировочных (18 грн. суточных на экспедитора или специалиста по сбыту на количество суток командировки), расходы на связь (устанавли­вается лимит), амортизация основных средств отделов сбыта, постоянная часть оплаты труда — оклады с начислениями со-



гласно штатному расписанию (2078 грн. = 1500 х 1,3856, 2217 грн. = 1600 х 1,3856) и прочие расходы на непредвиденные ситуации.

Те затраты, которые предусматривают получение услуг со сто­роны (транспортные, реклама, связь и прочие), необходимо про­считать с НДС путем умножения сумм расходов на 1,2 %.

Кроме того, необходимо высчитать общую сумму затрат по бюджету без амортизации, но с НДС, которая затем пойдет в бюджет движения денежных средств.

Что касается бюджета коммерческих расходов, то на подавля­ющей части предприятий сбыт, рекламная и маркетинговая дея­тельность централизованы, т. е. осуществляются для предприя­тия в целом, а не для отдельного подразделения или направления бизнеса. В этом случае основная часть коммерческих расходов относится к общеорганизационным расходам и при составлении бюджета наряду с планом-графиком осуществления коммерчес­ких расходов внутри бюджетного периода можно распределить эти расходы по структурным подразделениям или направлени­ям бизнеса в зависимости от выбранной базы распределения.

Кроме того при планировании бюджета коммерческих расхо­дов можно закладывать резерв (примерно 10 %) на случай ухуд­шения рыночной ситуации для стимулирования сбыта.

После того как необходимые формы бюджета продаж и бюд­жета коммерческих расходов будут составлены, можно перехо­дить к следующему этапу — составлению бюджета производ­ства и запасов готовой продукции для производственного пред­приятия или бюджету закупок и товарных запасов, если это торговое предприятие.

Для производственного предприятия, как правило, в состав производственного бюджета включают следующие операционные бюджеты:

— бюджет производства;

— бюджет запасов;

— бюджет прямых затрат на материалы;

— бюджет прямых затрат на оплату труда;

г- бюджет прочих прямых (операционных) затрат;

— бюджет общепроизводственных накладных расходов.
Однако в каждых конкретных условиях набор операционных


216 Бюджетирование на современном предприятии


       
 
 
   


бюджетов для производственного предприятия может быть рас­ширен. Здесь необходимо отметить, что бюджет для производ­ственного предприятия - наиболее сложный. Для торговых и других (услуги) предприятий технология бюджетирования суще­ственно проще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: