Прогноз изменения дебиторской и кредиторской задолженности

Самый последний в перечне операционных бюджетов — это бюджет изменения дебиторской и кредиторской задолженности.

Формат этого бюджета задан таким образом, что позволяет планировать и отслеживать размер и изменение дебиторской и



кредиторской задолженности как в целом по предприятию, так и по каждому бизнес-направлению. Да еще и внутри каждого на­правления в разрезе контрагентов - дебиторов и кредиторов.

Аналитика этого бюджета дает информацию о том, за что образовалась задолженность, остаток суммы на начало планиру­емого периода, увеличение или уменьшение задолженности в те­чение периода, остаток на конец и абсолютную величину самого увеличения или уменьшения.

Для формирования этой бюджетной таблицы остаток сумм задолженностей на начало периода берется из данных учета.

Далее идет оборот за планируемый месяц. В столбец «Увели­чение» по каждому производственному бизнес-направлению за­носятся данные об отгрузке по каждому клиенту из уже состав­ленных бюджетов продаж.

По прочим дебиторам берется информация в разрезе дебито­ров из бюджета доходов, таблица «Расшифровка строки 2.1 «Арен­да», а строка «Прочие» - это цифра из бюджета капитальных вложений - сумма за разработку проекта строительства склада. Далее необходимо заполнить столбец «Погашение».

В календарном плане поступлений и платежей была спланиро­вана по каждому направлению общая сумма погашения дебитор­ской задолженности. Внутри общей суммы по каждому дебитору погашение планируется, в зависимости от договоренности с кли­ентом, отношений с ним, от кредитной политики предприятия и анализа задолженности по прошлым периодам.

Сумма остатков на конец периода по каждому клиенту рассчи­тывается как остаток на начало + увеличение - уменьшение за­долженности.

Изменение считается как остаток на начало минус остаток на конец.

По кредиторской задолженности остаток сумм задолженнос­тей берется из данных учета. Что касается увеличения кредитор­ской задолженности, то для примера по предприятию «Химпром» цифры рассчитываются следующим образом.


   
 
 
 




260 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 261



Для производства продукции бизнес-направления «Пленка» используется два вида сырья — полиэтилен марки «153» и марки «158». Для марки «153» у предприятия имеется 3 поставщика — «Коралл» поставляет 50 % необходимого количества, «Селена» — 25 % и «Факел» — 25 %, марку «158» в полном объеме поставляет «Селена».

В бюджете запасов в столбце «Объем запасов, подлежащих закупке» просчитано, что марки «153» предприятию необходимо закупить 146 тонн, марки «158» — 24 тонны.

Чтобы посчитать сумму увеличения задолженности «Корал­лу», необходимо взять 50 % от 146 тонн, т. е. 73 тонны, умно­жить на цену 1 тонны без НДС из того же бюджета запасов — 5000 грн. и умножить на 1,2, чтобы получить сумму с НДС. Получаем сумму 438780 грн., которая заносится в бюджет напро­тив «Коралла» в столбец «увеличение».

Чтобы сосчитать сумму по «Селене», необходимо взять 25 % от 146 тонн, или 36,5 тонны, умножить ее на 5000 грн. за тонну и на 1,2 %. Получаем сумму 220 196 грн. с НДС. Однако «Селена» поставляет предприятию еще 100 % объема закупки марки «158». Объем закуп­ки составляет 24 тонны, умножаем на цену 4800 грн. за тонну и на 1,2 %. Получаем сумму 138240 грн. с НДС. Складываем значения по данном'у поставщику по двум видам сырья и получаем общую сумму задолженности 358436 грн., которая заносится в бюджет.

Следующий кредитор — «Факел». Берется 25 % от 146 тонн, или 36,5 тонны, умножается на цену 5000 грн. и на 1,2. Получа­ем сумму 219390 грн., которую заносим в бюджет.

Такая же логика расчетов используется и для направления «Пластмасса». Полипропилен предприятию поставляют два по­ставщика: «Эра» — 60 % и «Химторг» — 40 %. Краситель полностью поставляет «Литерал».

Что касается погашения кредиторской задолженности, то об­щая сумма погашения по каждому направлению была определена в календарном плане платежей, а по поставщикам погашение пла­нируется в зависимости от договоренностей с ними и принятой на предприятии политики управления кредиторской задолженностью.

Кроме того, у предприятия имеется банковский кредит в объе­ме 100000 грн., 50 % из которых планируется вернуть банку в октябре.


262 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 263



Остаток кредиторской задолженности и ее изменения рассчи­тываются так же, как и для дебиторской.

Только собрав все или основную часть операционных и вспо­могательных бюджетов, можно начинать составление трех основ­ных бюджетов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, расчетного баланса.

Важно! Все основные бюджеты, тесно взаимосвяза­ны между собой, так что опытный финансовый анали­тик или аудитор может быстро установить досто­верность тех или иных цифр.

Это нужно учитывать и при определении порядка составления основных бюджетов. В наших условиях лучше всего начинать с бюджета доходов и расходов, так как этот документ более привы­чен для наших руководителей и бухгалтеров, он задает структуру издержек производства, их распределение на постоянные и пере­менные, валовую и чистую прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: