Профессионализм психолога

Профессионализм практического психолога в основном изучается в плане установления структуры профессиональных качеств, специальных способностей личности, профессиональной идентификации, профессиональной культуры, проектирование профессиональной позиции.

В соответствии с акмеологической концепцией развития личности и повышения профессионального мастерства (К.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.) профессионализм практического психолога обусловлен реальными детерминантами и индивилуальными особенностями конкретного человека, включенного в совокупность всех взаимосвязей.

А.А.Деркач и группа авторов выделили следующие взаимосвязи характеристик профессиональной деятельности: объективные характеристики труда (задачи, функции, результаты); профессиональную деятельность (модели, алгоритмы технологии); субъективные характеристики (ролевые характеристики, психологические качества, профессиональные позиции, ак-меологические инварианты, противопоказания); практического психолога как субъект профессиональной деятельности (субъект жизни, субъект труда и фупповой субъект); объективные условия и факторы (окружающая среда, социально-экономическая обстановка, общий уклад труда и жизни, ситуационные детерминанты труда и жизни).

А.А.Бодалев подчеркивает, что профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности. При этом он имеет высокий профессиональный и социальный статус, постоянно изменяющуюся систему нормативной регуляции, нацелен на саморазвитие и совершенствование, а также на социально значимые личностные и профессиональные достижения. Психологу следует серьезно рассматривать в профессиональном контексте свой человеческий опыт, свои личностные предрассудки. В профессиональной деятельности, наряду со своей профессиональной ролью психологу необходимо сохранить способность быть личностью.

Психолог должен овладеть компетенциями, актуализирующими и развивающими процессы самопознания, самосовершенствования и самореализации человека и на этой основе осуществлять диагностическую, консультативную, коррекционную и развивающую работу.

Современный психолог должен не только анализировать психические процессы с одной только целью – помочь человеку в сложной ситуации той или иной депривации, и как правило посредством инструмента воздействия, который скрывается от человека, но и рассматривать в единстве процессы личностного и профессионального развития, «указывая» человеку путь к самостоятельному росту, например, карьерному, на основе поддержки и сопровождения, средств самореализации творческого потенциала личностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: