Основным методом контроля за местом и курсом судна является корректируемое счисление. В соответствии с требованиями ИМО и МАМС предельная (Р = 0,95) погрешность текущего места судна не должна превышать 4% от расстояния до навигационных опасностей при дискретности обсерваций до 20¸30 мин. и затратах времени на обсервацию до 2¸3 мин.
Обсервации должны выполняться (желательно) через равные промежутки времени, по избыточным (3-4) линиям положения, с последующим анализом невязок и решением задач по серии обсерваций.
При достаточно точных и регулярных обсервациях от графического счисления особой точности не требуется, главное его назначение – обеспечение исходных данных для навигационных расчетов, предотвращение промахов при опознавании ориентиров, при поворотах на новый курс.
Счисление ведется, как правило, по предварительной прокладке; при отклонении судна от ЛЗП курс судна корректируется, нарастание невязок сверх разумного предела не допускается.
Однако требование придерживаться предварительной прокладки не должно ограничивать свободу маневра при расхождении, в особенности с несколькими судами, находящимися в ситуации взаимного сближения.
|
|
Выбор основных и дублирующих способов определения места судна производится на основе общих критериев.
Основным способом является радиолокационный. Статистика показывает, что в прибрежном плавании с помощью РЛС выполняется до 90% всех обсерваций.
На показания приемоендикаторов РНС можно полагаться тогда, когда они обеспечивают необходимую точность и если совпадают координатные системы АПИ и МНК (обсервации по РНС связаны не с побережьем, а с геодезическими координатами, что потенциально опасно в прибрежном плавании и стесненных водах при различии используемых геодезических систем и погрешностях местных геодезических съемок).
При наличии на судне высокоточного АПИ СРНС на средневысоких орбитах, сопряженного с комплексным индикатором навигационной обстановки с электронной картой (ECDIS), такой индикатор становится основным методом контроля за местом и курсом судна в прибрежном плавании, а судовая РЛС (САРП) становится дублирующим средством.
С учетом тактико-технических характеристик РЛС используется как средство измерения расстояний. Наиболее точными и надежными являются определения места судна по расстояниям до 3-х «точечных» ориентиров или по пеленгамирасстояниям 2-х таких ориентиров (4 линии положения). В промежутках между этими опорными обсервациями место судна может определяться и по 2-м линиям положения ® (2 D, П и D, визуальный пеленг и DР) – при уверенности в надежном опознавании ориентиров.
|
|
При визуальных определениях места судна опорные обсервации выполняются по пеленгам 3-х ориентиров, а промежуточные – по 2-м пеленгам.
Так как по мере движения судна происходит непрерывная смена наблюдаемых ориентиров, требуется систематическое повторение задачи опознавания. Опознавание ориентиров облегчается сравнительно точным (до 1¸2 миль) знанием текущего места судна, а также более детальным, чем при подходе к берегу с моря, изображением береговой черты на экране РЛС. Однако для исключения промахов глазомерное опознавание необходимо дублировать применением технических средств (метод 3-х расстояний и метод «привязки»). Метод «привязки» может быть использован и для нанесения на путевую МНК новых ориентиров (буровых вышек и пр.) с целью последующего их использования для обсерваций.
При визуальных методах определения желательно, чтобы пеленг каждого нового ориентира накладывался на обсервованное место (точку), полученное по пеленгам ранее надежно опознанных ориентиров, с обязательной проверкой характеристик огня ориентира по секундомеру.
Для обеспечения надежной привязки рубеж опознавания выбирается таким образом, чтобы опознать открывшийся ориентир и определить по нему место судна до того, как ранее использовавшийся ориентир уйдет за пределы дальности надежного наблюдения.
Выводы
1. Выход с моря к побережью является опасным и ответственным этапом плавания судна.
2. Успешное решение задачи подхода к побережью зависит главным образом от точности текущих координат судна, характера побережья и условий видимости.
3. При подходе к побережью и в прибрежном плавании очень важно своевременно обнаружить и опознать открывающиеся навигационные ориентиры.
4. Точность места и курс судна при подходе к берегам имеют чрезвычайную важность в обеспечении навигационной безопасности плавания в прибрежных водах.
5. Способы определения места не должны быть трудоемки, иметь высокую точность обсерваций, которые должны выполняться не реже, чем через каждые 20¸30 минут.
6. Счисление пути судна в промежутках между обсервациями ведется с обязательным учетом ветрового дрейфа и сноса судна течением.
7. Основным методом контроля за местом и курсом судна является корректируемое счисление пути, а предельная (Р = 0,95) радиальная погрешность текущего места не должна превышать 4% от расстояния до навигационных опасностей.
Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».