Узкости и их особенности
Узкостями в навигации принято называть участки моря, стесненные берегами, островами, малыми глубинами или их совокупным расположением так, что для движения судна остаются очень узкие и часто извилистые проходы. Иначе говоря, узкостями являются проходы или фарватеры, в непосредственной близости от которых расположены навигационные опасности.
Узкости могут быть созданы и искусственно различными сооружениями в воде.
К навигационным узкостям относятся: фиорды, шхеры, акватории рейдов, гаваней, портов, реки, каналы, фарватеры. Каждый из перечисленных типов узкостей отличается от других особенностями своих навигационных условий.
Так, например, фиорды представляют собой узкие глубоководные заливы, выдающиеся в сушу на расстояние от нескольких миль до нескольких десятков или даже сотен миль. Вследствие больших глубин, приглубости берегов и отсутствия навигационных опасностей на значительном протяжении фиордов вождение судна по ним не представляет для судоводителя особых трудностей. Плавание же по устьевым протокам рек часто очень затруднено и опасно, так как фарватеры в устьях рек мелководны и с течением времени меняют своё положение.
|
|
Существует много узкостей, в которых навигационные опасности подступают к фарватерам и рекомендованным курсам на 20 – 60м. Иногда опасности, располагаясь на середине узкости, резко меняют направление фарватера.
С точки зрения судовождения основными и наиболее важными особенностями навигационных условий узкостей являются:
1) – наличие множества надводных и подводных опасностей в непосредственной близости к фарватерам;
2) – резкое изменение глубин на фарватерах и наличие участков с малыми и опасными глубинами;
3) – изменение уровня моря вследствие приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений при сильных ветрах;
4) – наличие на многих участках сильных меняющихся течений:
5) – извилистость фарватеров, требующих частых изменений курса.