Особенности навигационных условий в шхерах

Шхерами называют большие скопления островков, подводных и надводных камней, мелей и отмелей, обширными архипелагами обрамляющих некоторые участки берегов или озер.

В разных морях шхеры и условия плавания в них неодинаковы.

Финские шхеры представляют собой скопление невысоких, плоских в большинстве островков, часть из которых в летний период зарастает травой и кустарником, а часть состоит из голых камней, покрытых мхом. Глубины между островами невелики, течения почти отсутствуют, уровень воды меняется незначительно.

Норвежские шхеры состоят в своем большинстве из высоких скалистых островов, островков и скал, покрытых лишь в расщелинах бедной растительностью. Находятся они в зоне приливов и подвержены значительному изменению уровня моря и течениям, достигающим скорости нескольких узлов. Многие острова шхер приглубы, а глубины между островами обычно большие.

Значительные участки шхер еще недостаточно изучены. Плавание судов в шхерах следует рассматривать как плавание в узкостях и путь нужно прокладывать только по изученным и огражденным фарватерам, отдавая предпочтение тем из них, которые протралены жестким тралом и лучше других ограждены СНО. В шхерах особенно проявляется необходимость применения быстрых приемов и способов определения места и счисления пути. Отдельные участки шхер настолько сложны, что успешное плавание по ним возможно только при сочетании штурманских инструментальных методов судовождения и лоцманских приемов, основанных на детальном знании всех особенностей района и большом опыте плавания в нем.

Шхерные фарватеры в зависимости от расположения, степени изученности и трудности плавания по ним делятся на группы:

I. По расположению:

- на продольные, имеющие общее направление вдоль береговой линии материка;

- на поперечные, идущие от опушки в глубину шхер;

- на соединительные фарватеры, соединяющие одну систему фарватеров с другой;

- на входные фарватеры, ведущие с моря в глубину шхер или к береговым пунктам.

II. По степени изученности:

- на рекомендованные, которые с достаточной для судовождения полнотой и подробностью промерены, протралены и описаны;

- на лоцманские, которые недостаточно изучены, не протралены и не промерены.

Однако лоцманам они известны достаточно хорошо и используются ими для проводки судов.

III. По характеру ограждения:

- на оборудованные для дневного и ночного плавания;

- на оборудованные только для плавания днем;

- на необорудованные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: