Особенности судовождения в узкостях

До подхода к узкости ВПК обязан выполнить все мероприятия по подготовке суда к плаванию в таких условиях и сделать соответствующие отметки в поверочном листе (Cheek List).

Но эти все предписанные мероприятия ни в коей мере не могут считаться исчерпывающими и не ограничивают капитана в его действиях, диктуемых конкретными условиями и обстоятельствами плавания.

При плавании в узкости общими требованиями являются:

1) → личное присутствие капитана на мостике и руководство им всеми действиями вахтенной службы;

2) → четкая расстановка вахты и членов экипажа, вызванных для её усиления, распределение конкретных обязанностей между судоводителями с целью своевременного обнаружения и исправления допущенных ошибок;

3) → в зависимости от конкретной обстановки, уменьшение скорости хода, вплоть до остановки судна или отдачи якоря, в случае возникновения сомнения в правильности своего места;

4) → заблаговременный переход на маневренный режим работы СЭУ с целью обеспечения возможности своевременного выполнения необходимого маневра;

5) → заблаговременное снижение скорости или даже полная остановка движения, если действия другого судна (особенно встречного) непонятны;

6) → усиление наблюдения, в том числе с помощью судовой РЛС, независимо от условий видимости;

7) → использовать методы, позволяющие практически непрерывно контролировать место судна;

8) → учет колебаний уровня моря и необходимый запас воды под килем;

9) → контроль глубины места и тенденции её изменения;

10) → учет возможного экранирования высоким берегом других судов, следующих за поворотом фарватера.

При плавании в узкостях следует предусматривать возможность появления малых судов (прогулочных, рыболовных, яхт, быстроходных катеров) следующих курсами, отличных от рекомендованных. В таких районах возможна установка нештатных буев и вех, имеющих специальное назначение и не упомянутых в навигационных источниках.

При плавании в узкостях судовождение требует в дополнение к общепринятым методам применение некоторых особых приемов и способов.

Непрерывность и высокая точность счисления с прокладкой пути судна на путевой МНК являются непременными требованиями к судоводителю при осуществлении им судовождения в стесненных условиях плавания. Обычные способы определения места судна, требующие выбора ориентиров, подготовки к наблюдениям, производства замеров, записей, обработки результатов, прокладки на МНК, часто не могут быть применимы при плавании в узкостях, так как для их реализации требуется слишком много времени.

Счисление пути судна по известным причинам подвержено ошибкам, накапливающимся с увеличением времени плавания. Поэтому судоводителю, ведущему судно в узкости, необходимо более часто и точно определять место судна. Навигационная прокладка пути судна на путевой МНК должна вестись настолько быстро, чтобы обеспечить своевременность осуществления очередного маневра.

Наконец, одним из основных является требование осуществления своевременных и точных поворотов в точках, намеченных предварительной прокладкой. Извилистость фарватера (рекомендованного курса) и непосредственная близость к пути судна множества навигационных опасностей вызывают непрерывное и очень быстрое изменение обстановки даже при следовании малым ходом.

Итак, к требованиям по судовождению при плавании в узкости относятся:

1) – непрерывность, тщательность и точность счисления с учетом всех факторов, влияющих на путь судна;

2) – высокая точность и быстрота получения обсервованных мест;

3) – своевременность и точность исполнения маневра судна (поворотов, остановок, отворотов при расхождении с опасностью или судами и т.д.).

Плавание в узкости, как и обычное плавание, с точки зрения осуществления судовождения включает в себя два основных этапа:

I этап – подготовка к плаванию.

II этап – навигационное обеспечение плавания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: