Слово "этика" происходит от греческого "ethos", что означает "характер", "обычай", "нрав".
Этика бизнеса как один из видов профессиональной этики – это система норм поведения в сфере предпринимательства. Именно соблюдение этики бизнеса делает его наиболее эффективным и прибыльным. В рыночной среде этичное поведение компании − один из самых мощных факторов формирования ее положительного имиджа, что, в свою очередь, ведет к коммерческому успеху.
Этика бизнеса включает целый ряд аспектов. Это − отношения между компаниями и государством, между производителями и потребителями, торговцами и клиентами, деловыми партнерами, конкурентами, а также между служащими внутри самой компании.
Любая деятельность человека, включая предпринимательство, имеет этические и правовые критерии и рамки. Законы, разрабатываемые государством, дают возможность обществу проводить в жизнь свою волю, которая касается и морально-нравственных параметров бизнеса. Однако, просто следуя законам, не всегда можно одновременно выполнять все принятые в обществе этические нормы.
|
|
В зарубежной прессе или специальных деловых изданиях регулярно приводятся примеры неэтичного предпринимательства конкретных фирм и компаний, деятельность которых, не являясь нарушением законов, тем не менее, квалифицируется как неэтичная, так как входит в противоречие с моральными и нравственными нормами данного общества.
Чаще всего проблемы этичного характера возникают в предпринимательской деятельности в отношениях с потребителями, конкурентами, партнерами.
Этическая сторона взаимоотношений предпринимателя с потребителями состоит в адекватности рекламных сообщений, упаковки, ярлыков, торговых знаков, цен истинным характеристикам товаров и услуг.
В этой связи предприниматели должны, прежде всего, подчиняться требованиям гласности (открытости) информации, касающейся их деятельности. Они обязаны публиковать свои учредительные документы, адрес, название своего предприятия, торговую марку (фирменный знак, товарный знак и рекламу продукции). Таким образом, потребители и другие участники рынка узнают "кто" есть "кто" на товарном рынке. Кроме того, это сокращает риск приобретения анонимного товара сомнительного качества.
Отсутствие подобной информации, а также противоречие между предметом деятельности и опубликованными документами считается достаточным основанием для того, чтобы признать экономический субъект недееспособным.
Строгие правила существуют в отношении конкуренции между предпринимателями. Конкурентная политика является одним из основных условий этики предпринимательства. Главная ее цель − обеспечение равных условий конкуренции, не допускающих некачественных методов конкурентной борьбы. К таковым относятся: промышленный шпионаж, подкуп и переманивание сотрудников конкурирующей фирмы, ложные переговоры с целью получения секретной информации и др.
|
|
Этические нормы в отношениях конкурентов запрещают злоупотребление господствующим положением на рынке и заключение соглашений, направленных на установление монопольных цен, введение демпинговых цен, раздел рынков и дискриминацию конкурентов.
Существует немало этических критериев цивилизованного предпринимательства, но особое место занимают честность и порядочность деловых отношений. Рыночные связи основаны на доверии между партнерами, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Для предпринимателя данное им слово − закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону, и никто не сомневается в их надежности. Важнейшим критерием оценки деловой этики является обоюдное желание партнеров продолжать контакты.
Стремление к успешному бизнесу побуждает организации предпринимать различные меры в целях повышения характеристик этичности поведения служащих и администрации. К таким мерам относятся: разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.
Субъекты хозяйствования при содействии заинтересованных организаций могут разрабатывать правила профессиональной этики в конкуренции для соответствующих сфер хозяйственной деятельности, а также для определенных областей экономики. Правила профессиональной этики в конкуренции согласуются с Антимонопольным комитетом Украины. Правила профессиональной этики в конкуренции могут использоваться при заключении договоров, разработке учредительных и других документов субъектов хозяйствования.
Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы отражают цели организации и способствуют созданию нормальной этичной атмосферы как внутри организации, так и в отношении с внешним окружением.
Многие фирмы и компании сводят разработанные нормативы в этические кодексы для своих служащих. При этом они исходят из того, что высокие этические стандарты обеспечат высокие прибыли для бизнеса; честное и справедливое отношение к служащим, поставщикам, клиентам, партнерам ведет к более стабильной, долгосрочной и более прибыльной деятельности.
С другой стороны, запрещенными этическими нормами считаются: взятки, вымогательство, подарки заинтересованным лицам, мошенничество, использование информации, полученной в доверительной беседе, противоправные действия в интересах фирмы и др.
Большое значение для сохранения этической атмосферы в коллективе придается разбору конфликтов, которые возникли из-за нарушений этики и разрешение которых требует соблюдения этических норм. Чаще всего это касается проблем протекционизма, дискриминации, фаворитивизма и несправедливого отношения к служащим.
Комитеты по этике создаются для оценки повседневной деятельности с точки зрения этики. Как правило, членами комитета являются руководители высшего звена. Иногда комитеты заменяют на специалиста по этике бизнеса, в функции которого входит формирование суждения по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации.