В предпринимательской деятельности под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.
Целесообразно выделить три основных вида риска:
§ риск предпринимателя;
§ риск кредитора;
§ денежный риск.
Риск предпринимателя возникает ввиду сомнения относительно того, удастся ли действительно приобрести ту перспективную выгоду, которую он прогнозирует. Этот вид риска возникает тогда, когда предприниматель пускает в ход только свои деньги.
Риск кредитора связан с сомнением относительно обоснованности оказанного доверия, т.е. с опасностью намеренногобанкротства или других попыток должника уклониться от выполнения обязательств; а также с возможной опасностью невольного банкротства из-за того, что ожидания заемщика на получение дохода не оправдались. Этот вид риска возникает там, где практикуются кредитные операции, под которыми Дж. Кейнс понимал предоставление ссуд.
|
|
Денежный риск связан с уменьшением ценности денежной единицы. Исходя из этого Дж. Кейнс полагал, что денежный заем, в известной мере, менее надежен, нежели материальные активы.
Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие факторы, приводящие к появлению предпринимательских рисков:
– экономический кризис;
– рост криминализации общества;
– высокие темпы инфляции;
– политическая нестабильность;
– необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;
– нечеткость и непрерывная изменяемость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
– отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;
– отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;
– зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;
– чрезмерное вмешательство политиков в экономику;
– увеличение аппарата управления на федеральном и региональном уровнях;
– неустойчивое налоговое законодательство;
– недобросовестная конкуренция;
– низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.
В общем плане существуют следующие методы оценки предпринимательского риска:
• статистический метод оценки;
• метод экспертных оценок;
• использование аналогов;
• комбинированный метод.
|
|
Количественная оценка предпринимательского риска с помощью методов математической статистики устанавливается главными инструментами данного метода оценки — дисперсией, стандартным отклонением, коэффициентом вариации. Преимуществом данного метода оценки предпринимательского риска является несложность математических расчетов, а недостатком — необходимость большого количества исходных данных (чем больше массив, тем достовернее оценка риска).
Кроме статистического метода существует метод экспертной оценки риска, который может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень возможных рисков и предполагается оценить вероятность их наступления, например, на следующей системе оценок (в %):
0 — несущественный риск;
25 — рисковая ситуация, вероятнее всего не наступит;
50 — о возможности рисковой ситуации нельзя сказать ничего определенного;
75 — рисковая ситуация, вероятнее всего, наступит;
100 — рисковая ситуация наступит наверняка.
Затем оценки экспертов подвергаются анализу на их противоречивость и должны удовлетворять следующему правилу: максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому виду риска не должна превышать 50, что позволяет устранить недопустимые различия в оценках экспертами вероятности наступления отдельного риска.
Разновидностью экспертного метода является метод Дельфи, характеризующийся анонимностью и управляемой обратной связью.
Важным методом исследования риска является моделирование задачи выбора с помощью «дерева решений», где по ветвям «дерева» соотносят субъективные и объективные оценки возможных событий. Следуя вдоль построенных ветвей и используя специальные методики расчета вероятностей оценивают каждый путь и выбирают менее рискованный.
Однако для оценки предпринимательского риска данный метод не совсем подходит по следующим причинам:
• это очень трудоемкий метод;
• в «дереве» учитываются только те действия, которые намерен совершить предприниматель, и совсем не учитывается влияние внешней среды на деятельность фирмы.
Метод аналогий используется в том случае, если другие методы оценки риска неприемлемы. При его использовании применяются базы данных о риске аналогичных проектов или сделок.
Комбинированный метод представляет собой объединения нескольких отдельных методов или их отдельных элементов. Примером может служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производится с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также метода аналога.
Устранить риск полностью невозможно, но можно в определенной мере управлять риском. Менеджер сопоставляет положительные и отрицательные стороны возможных решений и оценивает их вероятные последствия, т.е. определяет, насколько приемлем и оправдан риск в сравнении с возможной выгодой.
К числу наиболее часто встречающихся методов разрешения рисков можно отнести следующие:
1) отказ от риска;
2) снижение частоты ущерба или предотвращения убытка;
3) снижение размера убытков;
4) разделение риска;
5) аутсорсинг риска - передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
6) принятие риска.
7) удержание риска;
8) передача риска [1].
Рассмотрим их более подробно.
Метод избегания или отказа от рискаявляется наиболее простым и радикальным направлением в системе риск-менеджмента. Он подразумевает под собой уклонение от рискового мероприятия. Для инвестора применение данного метода может означать отказ от прибыли.
|
|
Метод удержания риска — оставление риска за инвестором, то есть он несет ответственность. При данном методе, инвестор может быть вполне уверен в том, что при вкладе венчурного капитала, он может покрыть его возможную потерю за счет собственных средств.
Метод передачи риска подразумевает то, что ответственность инвестора за риск перекладывается на кого-то другого (страховую компанию и т. п.)
Наиболее распространенными приемами снижения степени риска являются:
1) диверсификация;
2) приобретение дополнительной информации, позволяющей сделать более точный прогноз на будущее и, как следствие, снизить риск;
3) лимитирование;
4) самострахование;
5) страхование;
6) использование услуг охранной фирмы [2].
Диверсификация — это определенный маркетинговый ход предприятия, позволяющий извлечь максимальную прибыль или снизить финансовые риски, предотвратить банкротство. Она представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, связанными между собой, с целью уменьшения степени риска и потерь доходов.
Лимитирование — это процесс, предусматривающий установление лимита, то есть предельной суммы расхода, продажи, кредита. Лимитирование является одним из важнейших приемом снижения степени риска и применяется предприятиями при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала.
Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым экономя на затратах капитала по страхованию. Выделяют основные форма самострахования:
1) обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет соответствующей «премии за риск». Оно заключается в требовании от контрагентов дополнительного дохода по рисковым операциям сверх этого уровня, которые могут обеспечить безрисковые операции;
2) обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет системы штрафных санкций. Оно предусматривает расчет и включение в условия контрактов необходимых уровней штрафов, пени, неустоек и других форм финансовых санкций в случае нарушения контрагентами своих обязательств.
|
|
Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества.
Страхование используется тогда, когда инвестор отказывается от части дохода, с целью избегания риска. Он готов заплатить за снижение степени риска до минимума.
Развитие науки управления рисками в значительной степени рассматривается с позиции рисков финансовых институтов в условиях относительно стабильной экономической конъюнктуры. Необходимость рассмотрения рисков производственных предприятий в нестабильных политических, экономических и социальных условиях требует корректировки существующих принципов управления рисками и дополнительного обоснования эффективности используемых методов анализа рисков [3].
Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками позволяет сформировать систему принципов управления рисками:
- решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;
- при управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
- при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
- управление рисками должно носить системный характер;
- управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками [4].
Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.
Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:
1) Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.
2) Этап анализа риска. На данном этапе используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.
3) На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.
4) На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.
Можно с уверенностью говорить, что на каждом этапе используются свои методы управления риском. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.
В современной экономике система управления предприятием должна включать в себя механизм управления рисками.
Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.
При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба. В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.
Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования должен иметь четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия.