Тема №1. Педагогическое общение. Максимальная оценка – 3 балла. Количество часов – 4.
Задание № 1. Эмблема эффективного общения межличностного взаимодействия учителя.
1. Подумайте, что для вас означает эффективное общение и взаимодействие учителя с учениками и неэффективное общение и взаимодействие учителя с учениками.
2. Запишите ключевые понятия в столбик
Эффективное общение Например: радостное, доброжелательное и т.п. | Неэффективное общение Например: конфликтное, не искреннее и т.п. |
3. Создайте с помощью рисунка, аппликации эмблему эффективного общения и межличностного взаимодействия учителя.
4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов:
1. Какие элементы (символы) вы использовали в эмблеме и с какой целью?
2. Что для вас означает понятие «эффективное общение».
Критерии оценивания задания.
3 балла | – студент создал эмблему, использовав в содержании ключевые понятия эффективного общения и взаимодействия учителя, проявил творчество в оформлении и содержании эмблемы. При обсуждении задания аргументировал свой замысел. |
2-1 балл | – студент создал эмблему, использовав символы, понятия эффективного общения и взаимодействия учителя, но не смог аргументировать свой замысел. |
0 баллов | – студент не выполнил задание. |
Тема № 2.. Педагогическое общение. Количество часов – 4 (максимальная оценка – 3 балла).
|
|
Задание. Выполните письменно мини-тест «Профессиональные позиции».
Цель: выявить профессиональные позиции учителя, которые можно улучшить.
Оцените себя и Ваши умения по шкале от 1 до 10 (1 – низкий балл, 10 – наивысший балл).
1. Как много вы знаете о мотивации и поведении детей?
2. Насколько свободно Вы общаетесь?
3. Насколько вы удовлетворены своим образом Я?
4. Как Вы думаете, насколько остальные ценят вас как будущего учителя?
5. Как вы сами оцениваете себя как будущего учителя?
6. Как много вы знаете о работе учителя-филолога?
7. Насколько у Вас богатый опыт в практической психологии?
8. Как Вы думаете, какую роль играет полученное образование в успешности Вашей профессиональной деятельности. Насколько хорошо вы работаете над своим профессиональным совершенствованием?
9. Насколько хорошо вам известным функциональные обязанности и права учителя?
10. Насколько ваше профессиональное будущее зависит от Вас?
Насколько вам свойственны: тепло, искренность, контактность, инициативность, спонтанность.
После подведения итогов мини-теста ответьте на следующие вопросы:
1. Какие направления в вашей работе или учебе сегодня кажутся вам наиболее важными?
2. Как вы приобретаете знания по различным вопросам?
|
|
3. Что должно быть сделано для улучшения ваших позиций?
Свои суждения запишите.
3 балла | – студент провел исследование своей личности и своих профессиональных позиций в соответствии с инструкцией, сделал вывод. Оценка адекватная. |
2-1 балл | – студент провел исследование своей личности и своих профессиональных позиций, затрудняется в описании выводов, в результатах наблюдается некритическое отношение к себе |
0 баллов | – студент не выполнил задание. |
Тема №3. Коммуникативная компетентность. Количество часов – 2 (максимальная оценка – 3 балла).
Задание 1. Изучите Вашу коммуникативную установку с помощью теста.
Тест «Ваша коммуникативная установка» (ВКУ) (В.В. Бойко)
Цель: выявить особенности коммуникативной установки.
Инструкция: Вам надо внимательно прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» (+) или «нет» (–), выражая согласие или несогласие с ними и занести данные в бланк ответов.
Текст опросника
1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2. Лучше думать о человеке плохо и ошибаться, чем наоборот (думать хорошо и ошибаться).
3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
4. Современная молодёжь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
5. С годами я стал скрытным, потому что часто приходится расплачиваться за свою доверчивость.
6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.
8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам всё, что плохо лежит.
9. Подростки в большинстве своём сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
10. В моей жизни часто встречались циничные люди.
11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью
12. Добро должно быть с кулаками.
13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но, по сути, они иные.
16. Я очень доверчивый человек.
17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.
18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
20. Воспитанность в моём окружении на работе – редкое качество.
21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
22. Большинство людей пойдёт на безнравственные поступки ради личных интересов.
23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.
25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Бланк ответов
№ | +/– | № | +/– | № | +/– | № | +/– | № | +/– |
Обработка данных и интерпретация результатов
Признаки негативной установки:
Завуалированная жёсткость в отношениях к людям, в суждениях о них. В замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнёрами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Разумеется, найдётся не так уж много добровольцев, которые сами признались бы в них. Большинство из нас верят в свою доброжелательность, отзывчивость и прочие социально одобряемые качества, игнорируя или сглаживая в самооценках то, что противоречит «желаемому «Я». Тем не менее, жизнь показывает и другое. О завуалированной жёстокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 «да» (3), 6 «да» (3), 11 «да» (7), 16 «нет» (3), 21 «нет» (4). Максимально можно набрать 20 баллов. Чем больше заработанных очков, тем отчётливее выражена завуалированная жёсткость в отношении к людям.
|
|
Открытая жёсткость в отношениях к людям. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.
Об открытой жёсткости Вы можете судить по таким вопросам из выше приведённого опросника: 2 «да» (9), 7 «да» (8), 12 «да» (10), 17 «да» (10), 22 «да» (8). Сколько у Вас баллов из 45-ти возможных? На какие именно вопросы Вы отвечали утвердительно? Вдумайтесь в их содержание и постарайтесь пересмотреть свои убеждения.
Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Оттого доля негативизма в установке к людям неизбежна – нельзя же воспринимать действительность сквозь розовые очки. Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 «да» (1), 8 «да» (1), 13 «нет» (1), 18 «да» (1), 23 «да» (1). Максимальное число баллов – 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма враждебную жёсткость – завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, что высказывает обоснованный негативизм, не замечают. Послушать таких людей, получается, что хороши в массе своей наши чиновники, никто не крадёт по месту службы, не за горами счастливое будущее у общества, в котором мы живём. По нашим наблюдениям, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению. Во всяком случае, они лакируют действительность, очевидно, желая показать своё лояльное отношение к ней. Обычно такие люди являются источником повышенной отрицательной энергии.
|
|
Брюзжание,т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнёрами и в наблюдении за социальной действительностью.
О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы упомянутого опросника: 4 «да» (2), 9 «да» (2), 14 «да» (2), 19 «да» (2), 24 «да» (2).
Максимальное количество баллов – 10. Даже эпизодические приступы брюзжания несут в себе отрицательную энергию, вызывают дискомфорт у партнёров.
Негативный личный опыт общения с окружающими. Данный компонент установки показывает, в какой мере Вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнёров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личностном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 «да» (5), 10 «да» (5), 15 «да» (5), 20 «да» (4), 25 «да» (1). Максимум – 20 баллов. Негативный опыт общения играет роль конденсатора, который удерживает высокое постоянное напряжение отрицательной энергии эмоции. Порой достаточно небольшого провоцирующего обстоятельства, чтобы такой опыт воспроизвёлся в сознании и поведении личности и отразился на отношениях с людьми. Партнёры могут не знать и не догадываться о том, что в своё время переживала личность, но и они непременно подвергнутся негативному энергетическому воздействию и испытают дискомфорт.
Подведение итогов
Негативная коммуникативная установка
Показатели | Максимум баллов | Полученные баллы | % от максимума баллов |
Завуалированная жёстокость | |||
Открытая жестокость | |||
Обоснованный негативизм | |||
Брюзжание | |||
Негативный опыт | |||
В среднем |
Если Вы получили балл выше общего среднего – 33, то это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнёров. Быть может, у Вас получается усыплять сознание участников совместной деятельности, но на подсознательном уровне они обязательно почувствуют дискомфорт. Именно в таких случаях о человеке говорят: «чем-то он настораживает», «у него кирпич за пазухой», «мягко стелет, да жёстко спать». Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнёра.
Проблемы появляются в том случае, если Вы стараетесь тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда вы заставляете себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, всё обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведёт к стрессу, нервному срыву, не исключено, что зарядка время от времени происходит за пределами работы – в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже маловероятно.
3 балла | – студент провел исследование своей коммуникативной установки, в соответствии с инструкцией, сделал вывод. Оценка адекватная. |
2-1 балла | – студент провел исследование своей коммуникативной установки, затрудняется в описании выводов, в результатах наблюдается некритическое отношение к себе |
0 баллов | – студент не выполнил задание. |
Тема №4. Конфликты в педагогическом процессе. Количество часов – 2 (максимальная оценка – 2 балла).
Задание 1. Выполните письменно упражнение «Откровенность против манипулирования».
Цель: совершенствовать умения использовать «Я – высказывания» для устранения процессов манипулирования в межличностном общении учителя.
Учитель часто в своей работе использует средства педагогического манипулирования. Например, когда обращается к своим ученикам только по фамилии, подчеркивая тем самым административный стиль воздействия или используя фразы типа: «Ты должен хорошо учиться!»; «Ты должен думать о будущем»; «Ты должен уважать старших!». Почти нет обращений, построенных на модальности возможного: «Ты можешь…»; «Ты имеешь право…»; «Тебе интересно…».
Происходит отчётливо выраженное противоречие. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них – одни запреты, а учитель может всё – у него полная свобода действий. Эта очевидная несправедливость обостряет их взаимодействие и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать, что модальность долженствования тяжело переносится человеком, вызывая у него тревожные, стрессовые состояния. Безусловно, это необходимо свести к минимуму. Давайте потренируемся!
Типичная фраза: | Как необходимо переформулировать фразу: |
«Ты должен хорошо учиться!» | «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться». |
«Ты должен думать о будущем!» | «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» |
«Ты должен уважать старших!» | «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека». |
«Ты должен слушаться учителей и родителей!» | «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но совету старших полезно прислушиваться». |
Далее написаны типичные фразы учителей и родителей. Необходимо перефразировать их с модальности долженствования в модальность «Я – высказывания» при сохранении общего смысла. Перечень примерных фраз: «Мы в твои годы жили гораздо хуже»; «Ты должен ценить заботу старших»; «Сколько можно бездельничать»; «Ты должен, наконец, заняться учебой»; «Ты должен сидеть тихо и внимательно слушать»; «Ты постоянно срываешь мой урок»; «Ты должен говорить правду»; «Ты должен всегда иметь с собой дневник» и т.п. Запишите данные фразы по приведенному примеру. Подготовьтесь к обсуждению данной проблемы по вопросам:
· Cчитаете ли Вы, что рассказанная ранее ситуация является типичной для школьной жизни?
· Какие эмоциональные ощущения Вы испытали при произношении новой фразы?
· Каким опытом Вы могли бы поделиться по этой теме.
2 балла | – студент составил «Я-высказывания» соблюдая демократический и гуманистический стиль общения. При обсуждении дополнительных вопросов проявил умения доказательно высказывать свои аргументы по обсуждаемой теме. |
1 балл | – студент составил не на все предложенные фразы «Я –высказывания», затрудняется аргументировать свою позицию. |
0 баллов | – студент не выполнил задание. |
Задание 2. Количество часов – 2 (максимальная оценка – 2 балла).
Изучите алгоритм решения конфликтной педагогической ситуации, построенный на гуманистической парадигме общения. Решите ниже представленные конфликтные ситуации письменно.
Первый этап условно называется «Стоп!» и направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Воспользовавшись паузой, рекомендуется спросить себя: «Что я чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?».
Второй этап начинается с вопроса «Почему?», который педагог задает самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Это важный этап, поскольку именно причины определяют средства педагогического воздействия. Чтобы правильно определить мотивы поведения ребенка, педагогу необходимо уметь понимать язык невербального общения (демонстративный, вызывающий взгляд; скучающий или сосредоточенный вид и т.д.).
Третий этап заключается в постановке педагогической цели и формулируется при помощи вопроса «Что?»: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины). Педагогическое воздействие должно быть направлено не против ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать: именно сейчас он поступил плохо. Необходимо показать ребенку в каждом конкретном случае, что вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая достоинства ребенка, способен вызвать в нем положительный отклик.
Четвертый этап заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной цели и отвечает на вопрос: «Каким образом достичь желаемого результата?». Продумывая способы и средств достижения педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком. Мастерство педагога проявляется не в том, чтобы заставить ребенка поступить надлежайшим образом, а в умении создать такие условия, чтобы тот мог сделать выбор. Педагог-мастер использует широкий арсенал педагогических средств, избегая угроз, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям. Перечисленные способы малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма. Отказ от подобных средств с самого начала педагогической деятельности дает огромные возможности для развития творчества педагога, позволяет сделать процесс общения с ребенком радостным и плодотворным.
Пятый этап - практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы по разрешению педагогической ситуации. Именно на этом этап реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех Практического действия учителя будет зависеть от того насколько точно он сможет сформулировать педагогическую цель, насколько правильно он сумеет выбрать оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотит их в реальном педагогическом процессе. Профессиональный педагог знает, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому он действует как бы «на вырост», опираясь в ребенке на лучшее.
Шестой этап - заключается в алгоритме решения педагогической ситуации. Он представляет собой анализ педагогического воздействия и позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перспективы.
Варианты конфликтных педагогических ситуаций.
Ситуация «Задача».
Ученик у доски решает задачу по физике. Учитель долго добивается от ученика правильного решения. Наконец ученик говорит: «А вы сами знаете, как она решается?» Найдите выход из ситуации.
Ситуация «Замечание».
В ответ на замечание учителя: «Как ты разговариваешь с учителем?» - ученик говорит: «Человек, который неправильно произносит слова пиджак и коридор вообще не имеет права быть учителем». Что ответит учитель?
Ситуация «Двойка».
Получив двойку на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя. Каковы будут действия учителя?
Ситуация «Трудный ученик».
Конфликт между молодой учительницей музыки и учеником шестого класса Игорем, трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагоприятной семьи, не пользующимся авторитетом в классе.
На уроке музыки учительница оглашала отметки за викторину, написанную на прошлом уроке. Игорю показалось, что учительница поставила ему заниженную оценку. Он грубо обозвал ее и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не приходил. Как установить нормальные взаимоотношения между учителем и учеником?
Ситуация «Конфликт».
У Оли испортились отношения с классной руководительницей. На ее уроках девочка не отвечает, при попытках объясниться дерзит или упрямо молчит. Просьбы и требования не выполняет, нарушает дисциплину, причем делает это демонстративно, подчеркивая свое неуважение к учительнице. Что бы вы посоветовали учительнице?
2 балла | – студент письменно решил представленные конфликтные педагогические ситуации, соблюдая гуманистический подход в общении и проявляя психологические умения и навыки |
1 балл | – студент письменно решил представленные конфликтные педагогические ситуации, не всегда соблюдая гуманистический подход в общении и проявляя психологические умения и навыки |
0 баллов | – студент не выполнил задание. |
Тема № 5. Формирование профессионально важных качеств в общении. Количество часов – 2 (максимальная оценка – 2 балла).
Задание 1
Вспомните и опишите конфликтную ситуацию из вашей жизни, в кино, проанализируйте ее с точки зрения демонстрации форм поведения повышающих напряжение. Отметьте в колонке их явную демонстрацию.
Формы поведения, повышающие напряжение в конфликты | Техники, способствующие снижению напряжения |
1. Перебивание партнера. 2. Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера). 3. Подчеркивание различий между собой и партнером. 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера. 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера. 6. Поиск виноватых и обвинения партнера. 7. Переход на личности. 8. Резкое убыстрение темпа речи. 9. Оттягивание момента признания своей неправоты. 10. Избегание пространственной близости. |
На основе полученного материала внесите в таблицу техники, способствующие снижению напряжения.
Литература:
1. Деманова Т.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации – СПб., 2001. С. 10-15.
2. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – С. 98-102.
3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб., 2002.- С. 39-45.
Критерии оценивания задания.
2 балла | – студент изучил представленную литературу, ситуацию, определил техники, снижающие эмоциональное напряжение, внес данные в полном объеме в таблицу, описал конфликтную ситуацию. |
1 балл | – студент описал конфликтную ситуацию, изучил литературу, но не в полном объеме, определил техники, снижающие эмоциональное напряжение |
0 баллов | – студент не выполнил задание. |