Технологии формирования и реализации инвестиционного бюджета

Технологии составления и реализации генерального бюджета

Тема 3.Финансовая составляющая в системе сбалансированных показателей деятельности торгового предприятия

1. Принятие управленческих решений по ассортиментной политике

2. Принятие управленческих решений по политике ценообразования

3. Принятие управленческих решений по инвестициям

4. Основные альтернативы бюджетированию: ССП, система ранних индикаторов

Бюджетирование- часть управленческого учета, одна из задач которого производство информации для принятия управленческих решений.

На базе информации управленческого учета решаются:

1. Оперативные задачи:

-определение точки безубыточности

-планирование ассортимента товаров, подлежащих реализации

-определение структуры продаж с учетом лимитирующего фактора

-принятие решений по ценообразованию

2. Задачи перспективного характера:

-определение масштабов капиталовложений

-разработка вариантов реструктуризации деятельности

-обоснование целесообразности освоения продаж новых видов товаров.

Важным фактором деятельности торгового предприятия, определяющим уровень и рентабельность продаж, является соответствие ассортимента реализуемых товаров запросам покупателей. Менеджеры следят за ассортиментом реализуемых товаров для получения наибольшей прибыли. Это можно сделать путем сопоставления выручки и совокупных затрат, состоящих из переменной и условно-постоянной части. Сложность возникает при расчете распределения условно-постоянных затрат между группами товаров. Необходимо обоснованно выбрать базу распределения (например, удельные переменные затраты, заработная плата продавцов.)

Если на торговом предприятии за базу распределения примут выручку от продажи товаров, то последовательность расчетов будет следующая:

Таблица 3.1 Структура продаж и затрат на январь 2015г

№ П\П Показатель Наименование товара
CD DVD VHS DivX Всего
  Объем реализации          
  цена          
  Переменные расходы на ед       1,5  
  Выручка (стр1Хстр2)          
  Удельный вес в выручке 24,956 38,995 22,184 13,865  
  Условно-постоянные затраты на весь объем продаж          
  Условно-постоянные затраты на ед 3,74 4,68 2,5 1,25  

Сначала определяется удельный вес каждого товара в совокупной выручке, для чего выручку от реализации каждого товара делят на общую выручку и умножают на 100. Далее необходимо общую сумму условно-постоянных затрат (9000 у.е) распределить между товарами: полученные % умножают на выручку от продажи соответственного товара. После этого рассчитывают условно-постоянные затраты на единицу, для чего условно- постоянные затраты на весь объем продаж необходимо разделить на количество товара. При анализе ассортимента важно выяснить, какой удельный вес в общем товарообороте занимает каждая товарная группа.

Чем выше удельный вес товара с большей долей маржинального дохода, тем больше прибыли получит торговое предприятие.

ПРИМЕР1

Предприятие розничной торговли продает 4 вида товара (таб.3.1)

Постоянные затраты в сумме 9000у.е торговое предприятие распределяет между товарами пропорционально переменным расходам следующим образом:

1) Сначала определяется какая часть постоянных расходов приходится на один рубль, затраченный на покрытие переменных затрат:

9000:15000х100%=60%

2) Затем рассчитывается сколько приходится постоянных расходов на единицу каждого вида товара:

-по дискам CD- 6х60%х100%-3,60

-по дискам DVD-10х60х100%=6

-по видеокассетамVHS-3х60%х100%=1,80

-по дискам DivХ-1,5х60%х100%=0,90

Для определения рентабельности продаж составим таблицу3.2

Таблица 3.2Затраты и рентабельность единицы товара

№п/п Показатель CD DVD VHS DivX
  Переменные расходы       1,5
  Постоянные расходы 3,6   1,8 0,9
  Совокупные затраты(стр1+стр2) 9,6   4,8 2,4
  цена        
  Прибыль на ед (стр4-стр3) +2,4 -1 +3,2 +1,6
  Рентабельность (стр5:стр4) +20 - 6,67 +40 +40
           

Из таблицы видно, что реализация DVD дисков нерентабельна (-0,0667) и продажа каждого диска приносит убытки в размере 1у.е

Торговое предприятие имеет общий результат от продажи этих товаров – прибыль в размере 4850 у.е в том числе от продаж дисков CD(+1440), от продаж дисков DVD – (- 800), от продаж видеокассет VHS (+2560), от продаж дисков DivX (+1600)/

На первый взгляд необходимо прекратить продажу дисков DVD с тем, чтобы увеличить прибыль. Однако если менеджеры примут такое управленческое решение, не увеличивая объемы продаж других товаров, то картина резко изменится.

Торговое предприятие станет продавать дискиCD на сумму 7200, видеокассеты VHS на сумму 5600, диски DivX на сумму 4000, переменные расходы составят дискиCD -3600 видеокассеты VHS-2400, диски DivX-1500. Всего переменных расходов 7500. Постоянные расходы-9000, доля постоянных расходов на один рубль затраченный на покрытие переменных затрат:

9000:7500х100%=120%

На единицу каждого вида товара постоянных расходов будет приходиться:

По дискам CD -6х120%х100%=7,2

По видеокассетам VHS -3х120%х100%=3,6

По дискам DivX-1,5х120%х100%=1,8

Для определения рентабельности продаж

После изменения ассортимента составим следующую таблицу

Таблица 3.3-Затраты и рентабельность единицы товара после изменения ассортимента

№п/п Показатель CD VHS DivX
  Переменные расходы     1,5
  Постоянные расходы 7,2 3,6 1,8
  Совокупные затраты 13,2 6,6 3,3
  Цена      
  Прибыль -1,2 +1,4 +0,7
  Рентабельность (5:4) -10 +17,5 +17,5

После изменения ассортимента предприятие получит прибыль в размере 1120 у.е в т.ч от продаж дисков CD(-720), видеокассет-VHS(+1120), дисков DivX (+700),т.е объем выручки упадет более чем в 4 раза.

Из приведенных расчетов видно, что продажа даже заведомо убыточных товаров возможна для для предприятия, так как в их цену включена часть постоянных расходов, которые при отказе от какого-либо товара значительно уменьшают размер получаемой прибыли или увеличивают убытки.

В данной ситуации руководству предприятия нельзя было принимать решение о сокращении продаж убыточных дисков, не имея представления о том, каким товаром его можно заменить. Выход из ситуации в том, что высвободившиеся ресурсы надо направить на увеличение продаж более рентабельных товаров, учитывая при этом покупательские способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: