Познание добра и зла

Если Бог умер, то происходит ли что-либо? Если личность отрицает веру в божественного творца, то все ли позволено? Произойдет ли моральный коллапс без веры и религии?
В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников грабит и убивает двух старух, не находя моральной опоры для ограничения своих страстей. Власть над ним его собственного интереса оказывается необузданной; верующий юноша превращается в нигилиста. Без Бога, вопиет Достоевский, жизнь и мир не имеют смысла. Вне доктрины божественного наказания и спасения Достоевский не может найти ни основания морального долга, ни смысла обязательств или ответственности перед другими. Для Раскольникова не существует моральных ценностей вне каприза или желания. Человеческое существование оказывается простой вспышкой света между двумя забвениями. Все дозволено, гедонистическое удовольствие и самовозвеличивание властвуют над нами. Не существует ни стандартов добра и зла, ни каких-либо моральных целей за пределами человеческой реальности.

Эта черная картина состояния человека не заслуживает доверия. Напротив, если мы признаем, что Бог не существует, возможно, только тогда мы сможем полностью осознать, что человеческие существа автономны, и что мы ответственны за наши собственные судьбы и судьбы наших близких. Возможно, только тогда мы сможем, собираясь с духом и обретая мужество, создать этику, основанную на реалистической оценке природы и осознании фундаментального значения общих моральных принципов. Вероятно, только тогда мы получим возможность создать аутентичное светское общество и жить в соответствии с гуманистическими принципами и ценностями.

Теисты отрицают возможность морали без Бога. Согласно библейскому мифу, Адам и Ева лишились благосклонности Творца, потому что ослушались его. Бог дал им право есть от каждого дерева в райском саду за исключением дерева познания добра и зла, запретив тем самым всякий автономный человеческий поиск этического знания. Он сказал: «Только плодов дерева, которое среди рая... не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». (Быт. 3:3)1. Увидела Ева, что годен для пищи плод и приятен для ее глаз, и что дерево это вожделенно, потому что дает знания. И потому вкусила она с этого дерева и уговорила Адама сделать то же самое. Это вызвало такой гнев Бога, что он проклял их и изгнал из рая. С этого времени Ева в муках рожала детей, а муж властвовал над ней. Адам добывал свой хлеб в поте лица своего. Адам и Ева умерли, и бессмертие ускользнуло от них. Оказалось моральным то, что Бог не хочет, чтобы люди сами, независимо от божественной заповеди, судили, что есть добро, а что есть зло.

Однако, невзирая на божественный запрет, бесчисленное множество мужчин и женщин отказались от иллюзий религии и, тем не менее, ведут этическую жизнь. Они вдохновлены благородными идеалами и моральными ценностями. Полагаясь на свое знание добра и зла, они культивируют глубокое уважение к достойной жизни, включая чувство общности с другими человеческими существами; они посвящают себя социальному служению, доброте и справедливости. Они не бросают своих планов и начинаний и не отказываются от воли к жизни. Наука и промышленность, философия и поэзия, искусства и высокая культура — все это было создано человеческим умением и усилием. Поколение за поколением не воспетых светских героев открывали истину о том, что жизнь богата возможностями и потому наполнена значением. Не будучи религиозными, они не оставляли заботу о других, и в своей личной жизни следовали моральным ценностям и принципам.

Сегодня, как и прежде, хорошо знакомые слова слышны от последователей религий сверхъестественного: без веры в Бога все утрачено; разврат и грех овладевают нами, когда мы не следуем божественным заповедям.

Религиозное откровение обманчиво. Вера в трансцендентного Бога является господствующим мифом человеческой истории. Поэты и пророки сделали из человеческого воображения божественное существо, которое отражает их представления о человеке, и которое было создано для объяснения их глубинных потребностей в объяснении реальности. Бог сотворил вселенную. Вся мораль должна исходить от него. Для нас, утверждают они, существует божественный план, даже если трансцендентный Бог сокрыт в тайне, и его покров может быть лишь едва проницаем с помощью метафор и символов. Центральной для теизма является доктрина спасения, то есть доктрина, согласно которой Бог спасет человека от греха и смерти и дарует ему вечное счастье. Для того чтобы личность заслужила это спасение, необходимо, чтобы она верила в Бога. Некоторые верят, что для спасения достаточно одной веры, другие утверждают, что заслужить его можно, делая добрые дела. Христиане, иудеи и мусульмане имеют разные представления о пути к спасению, но цель везде одинакова.

Являются ли те, кто отрицает теизм, порочными, и остается ли у них какая-нибудь искупающая моральная добродетель?

Безусловно, вера в Бога не гарантирует моральной добродетели, поскольку существует бесчисленное множество людей, открыто заявляющих о своей религиозной вере и вместе с тем ведущих аморальный образ жизни. Коридоры истории наполнены их бесчестием. Ясно, что порочные дела совершаются одинаково верующими и неверующими, христианами и атеистами, иудеями и индуистами, мусульманами и абсолютистами, теистами и людьми светскими, нерелигиозными. Аморальность не имеет границ. От Каина, убившего своего брата Авеля, до Калигулы, Атиллы Гуна, Чингизхана, Торквемады, Цезаря Борджиа, Гитлера и Сталина аморалисты обильно полили землю кровью. Ложью является утверждение, что только те, кто предан церквям и храмам, являются «святыми», а «грешники» – те, кто живет вне церковных наставлений.

Согласно Библии, величайшим злом и причиной лишения человека божественного благоволения является то, что он отведал плод с дерева познания добра и зла или, говоря современным языком, занялся этическим исследованием и основал принципы и ценности автономного разума. Тем не менее, в истории цивилизации существует тип этических личностей, которые вкусили запретный плод с этого щедрого дерева. Живя вне рая, они обнаружили значимые этические ценности и истины, которые руководят как их собственным поведением, так и определяют их уважение к поведению других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: