Этические дилеммы

Ценностей, основанных на морали обычая, как правило, бывает достаточно для рутинного нравственного поведения. Но их достаточно до тех пор, пока они не ставятся под сомнение, пока не возникает конфликт обязательств или ценностей, или не приходит понимание того, что старая мораль не в состоянии решать новые проблемы, которые рано или поздно возникают. Обычно с этого момента разворачивается этический поиск, который или подтверждает наши привычные действия и убеждения, или приводит к возникновению нового пространства мышления и этического действия. Хотя на метауровне мы можем без конца рассуждать об этической теории вообще, — и это является важной частью этического исследования, — нормативная этическая рефлексия возникает и окончательно проверяется в ее непосредственном отношении к конкретным контекстам жизненного опыта. Что касается того, что я назвал моральными дилеммами, то наиболее напряженные этические размышления возникают в силу неизбежности для субъекта принять то или иное практическое решение. Жизнь полна трудностей, и внезапно сталкиваясь с ними, мы нередко осознаем трагический характер нашего выбора. Увы, принятые правила не всегда помогают нам избежать трудностей, иногда мы запутываемся в моральной дилемме, она кажется нам неразрешимой, и мы вынуждены даже вопреки нашему желанию опускаться в сокровенные глубины нашей души. Но даже и там мы можем не отыскать удовлетворяющего нас ответа. Великие поэты, писатели и драматурги отдали дань восхищения силе и глубине моральных вопрошаний и размышлений. В трагедии В. Шекспира «Отелло» главный герой охвачен разъедающим подозрением: Дездемона, любимая им жена, не верна ему. Пламя ревности и ярости поддерживается его врагом Яго, и Отелло в итоге убивает Дездемону, а затем и самого себя.

Как мучителен бывает выбор, как часто мы сгибаемся под тяжестью его бремени. Ответственности за выбор многие предпочитают бегство от него. Моральная свобода часто оказывается невыносимой, и многие полагаются на обычай или авторитет или передают другим право решать за них. Бегство от свободы и разума является общим признаком пугливых душ, которые не желают или не в состоянии делать выбор. Но как обманчивы теплота, уют и надежность несомненных моральных абсолютов!

Я должен подчеркнуть, что большинство наших моральных выборов не являются ни трагическими, ни непреодолимыми или неразрешимыми. Возможно, что некоторые философы придавали слишком большое значение трагизму человеческой жизни лишь для того, чтобы подчеркнуть важность и значимость этического размышления. Поскольку главной проблемой этики является нравственная дилемма, в которой проверяются наши принципы и ценности, было бы справедливо, если бы я дал ей характеристику и определил ее природу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: