Бюрократическая вертикально-интегрированная система управления, основные требования «рациональной бюрократии»

В классическом понимании теория управления подходила к роли людей в организации, объясняя, что человек - это как фактор производства. При этом общественная и социальная природа его совершенно игнорировалась или искажалась. М. Вебер, один из основателей бюрократии в менеджменте, определил «идеальный тип» административной организации и назвал его бюрократия. Отбор и пребывание бюрократа в должности основаны на компетентности: значение имеет, что, а не кого он знает.

Напомним, что под понятием бюрократия определяется машина управления, основанная на иерархии и на нормах. В разных контекстах бюрократия рассматривается либо как:

- особая группа, чиновничество, присвоившая государственную власть, либо как;

- особая техника управления, опирающаяся на строго определенные процедуры, либо как;

- бюрократизм, т.е. постоянные злоупотребления и дисфункциональные действия.

Правила, процедуры и инструкции, опробованные однажды и оправдавшие себя, служат основой для принятия решений, а власть распределяется в соответствии с занимаемым положением и чином бюрократов, а не по традиции. Другая особенность бюрократии, рассмотренный Вебером: администратор на вершине иерархической пирамиды не может знать все о возможностях выбора, который ему предстоит сделать, но он может воспользоваться помощью других. В этом и состоит суть вертикально-интегрированной системы управления организации. Для достижения сути, требуется, чтобы квалифицированные специалисты на нижних уровнях иерархии могли отобрать самую необходимую информацию и передавать ее наверх.

В классической теории вертикально-интегрированая система управления базируется на следующих предпосылках:

- функциональная иерархия;

- вертикальная и горизонтальная специализация;

- приоритет внутренних факторов производства по отношению к сфере потребления;

- труд и капитал – основные движущие силы в экономике.

Эффективность бюрократических организаций основана на высшей степени организованности системы, ее управляемости.

К недостаткам организации бюрократического типа можно отнести:

- неспособность адаптироваться к изменениям внешней среды, что может привести к бессмысленной работе организации самой на себя и, соответственно, к саморазрушению;

- в бюрократической организации человек рассматривается как средство производства;

- возможно образование корпоративных групп с корыстными интересами в среде высшей бюрократии.

Бюрократическое управление не способствует росту потенциала людей, использующих свои способности частично, в тех пределах, которые непосредственно требуются для выполняемой работы.

Центральный пункт бюрократической концепции - смешивание человека и должности, исключение субъективизма, исключение индивидуального подхода и импровизации. Следующий вопрос, который не обходимо раскрыть – это требования рациональной бюрократии.

К основным требованиям рациональной бюрократии:

- организация строится на формальном разделении труда, т.е. все сотрудники в организации должны заниматься непосредственно своими обязанностями;

- организация ориентируется преимущественно на внутренние факторы развития, с точки зрения экономической теории внутренние факторы стабильнее внешних;

- общие цели организации разделяются на частные задачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;

- задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов (нет свободы выбора), что дает возможность развитию конкуренции;

- организация строится по иерархическому принципу, когда преобладают вертикальные потоки информации, а нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

- контроль и самая важная информация концентрируются ближе к вершине иерархической структуры;

- выполнение всех видов работ не зависит от личных качеств работников, которые взаимозаменяемы, и предполагается формальная обезличенность должностных обязанностей;

- взаимосвязанная система обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивает выполнение сотрудниками своих обязанностей и скоординированность задач.

Таким образом, согласно классическим суждениям организация является отлаженной машиной. В основе данного подхода легли классические теории менеджмента, которые проявили свое развитие в первой трети XX в. Механистический подход получил определенную завершенность в принципах рациональной бюрократии М. Вебера. Организация механистического типа представляет собой надежную систему управления для обеспечения отлаженного функционирования стабильных рутинных процессов. В таком качестве организация обладает рядом присущих ей свойств, независимо от характера и статуса социально-экономической системы, в которой она существует. Эти свойства подробно исследованы специалистами по менеджменту. При этом организации с механистическими свойствами принято называть механистическими, бюрократическими, иерархическими, командными и т.д. Однако чаще всего они обозначаются как бюрократические организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: