В то время как горизонт планирования непрерывных бюджетов является постоянным, горизонт планирования периодических бюджетов сокращается по мере истечения периода. Периодические бюджеты формируются на учетный период, обычно на один год, но могут составляться также на три месяца. И хотя прогноз на год может изменяться, изначальный периодический бюджет остается неизменным. Это означает, что в целях финансового планирования руководство будет смотреть только на конец периода, в то время как при использовании непрерывных бюджетов руководство должно всегда планировать на 12 месяцев вперед. Тем не менее, периодические бюджеты широко используются на практике в основном потому, что они создают меньше административных барьеров. Непрерывные бюджеты - это конечно хорошая идея, но периодические бюджеты более практичны.
F. Составление гибкой сметы
Гибкая смета - это бюджет, который, посредством разграничения постоянных и переменных затрат, разработан, чтобы изменяться в ответ на изменения объема выпуска продукции (уровня деятельности).
Учет по центрам ответственности требует использования гибких бюджетов в целях контроля. Многие затраты в рамках управленческого контроля являются переменными и, таким образом, изменяются в случае, если уровень деятельности отличается от уровня, заложенного в бюджете. Выло бы неразумно критиковать управляющего за то, что у него достаточно высокий размер затрат, если такие затраты явились результатом объема деятельности выше объема, заложенного в бюджет. И наоборот, если уровень деятельности ниже, ожидается и падение затрат и изначальный бюджет должен быть изменен, чтобы отразить данные изменения.
Отчет об отклонениях, основанный на гибком бюджете, сравнивает фактические результаты с затратами, заложенными в бюджет по фактически достигнутому уровню деятельности. Он не объясняет изменения в сметном объеме, о которых должно быть сказано отдельно. Ключевыми моментами при составление гибкой сметы (бюджета) являются:
Гибкий бюджет устанавливается в начале периода на основе предварительно рассчитанного уровня производства. Это изначальный бюджет.
Затем он изменяется, чтобы соответствовать фактическому уровню деятельности. Результат сравнивается с фактическими затратами и различия (отклонения) представляются соответствующим управляющим.