Центр составления сметы - это четко определенная часть организации, сформированная в целях функционирования системы сметного контроля. Каждая функция в рамках организации должна относиться на соответствующие центры составления сметы. При определении таких центров важно принимать во внимание ответственность управляющих. Управляющий, ответственный за центр составления сметы (например, механический цех в рамках функции производства), должен быть вовлечен в стадию планирования составления сметы в отношении своей сферы ответственности и должен своевременно получать контрольную информацию.
Сметный период - это период времени, на который готовиться бюджет и который является предметом контроля. Продолжительность периода будет зависеть от:
- Природы бизнеса - в кораблестроительстве или энергоснабжении, сметный период может составлять от 10 до 20 лет и это нормально. А для легкой промышленности (пошив одежды и мода) уместно применять сметный период, составляющий менее одного года.
|
|
- Части компании, по которой составляется смета - по капитальным затратам смета обычно составляется на более длительный период, чем в отношении, например, объема производства.
- Основы контроля - многие компании используют 12-месячный период в качестве основного сметного периода, но в то же самое время общепринятым является то, что годовой бюджет разбивается поквартально или помесячно. Это, прежде всего, имеет место в целях контроля так как фактические и сметные результаты должны непрерывно контролироваться. Не практично ждать конца 12-месячного сметного периода, а потом проводить контрольные сравнения.
Прежде чем знакомиться с системой сметного контроля, важно обратить внимание на то, чтобы:
- основные исполнители брали на себя обязательства по предлагаемой системе;
- были определены долгосрочные задачи организации;
- существовала адекватная база данных, на которой будут основываться прогнозы и затраты;
- была составлена организационная схема, где четко были бы определены области полномочий и ответственности. Затем организация может быть подразделена на сметные центры таким образом, чтобы каждый управляющий имел свою смету и получал контрольную информацию о своем подразделении. Это уже по существу учет по центрам ответственности;
- была сформирована планово-финансовая комиссия, и выпускалось руководство по разработке смет;
- был определен ограничивающий фактор.
Планово - финансовая комиссия должна состоять из специалистов высокого уровня, представляющих основные сегменты компании. Главная ее задача - обеспечение принятия реалистических смет и их должная координация. Если смета будет считаться невыполнимой, она не будет служить средством стимулирования деятельности.
|
|
Планово-финансовая комиссия должна назначить менеджера, который будет руководить составлением бюджета. Обычно это бухгалтер. Его роль заключается в координации отдельных бюджетов в обобщенный бюджет компании с тем, чтобы комиссия в составлении могла видеть влияние отдельных бюджетов на бюджет компании в целом.
В функции планово-финансовой комиссии включают:
- сообщение подробностей политики составления бюджетов и основных направлений лицам, ответственным за составление бюджетов;
- определение ограничивающего фактора;
- подготовка программы сбыта;
- первоначальная подготовка бюджетов;
- обсуждение бюджетов с вышестоящим руководством;
- координация и анализ рассмотренных бюджетов;
- окончательное принятие бюджетов;
- последующий анализ бюджетов и выработка рекомендуемых корректирующих действий (если таковые необходимы).
Руководство по разработке смет представляет собой документ, устанавливающий постоянные инструкции, регулирующие ответственность сотрудников, а также порядок, формы и записи в отношении подготовки и использования бюджетов. Также в руководстве определяется порядок составления смет, ответственность каждого задействованного лица и временное расписание.
Составление непрерывного бюджета
Влияние инфляции на бюджет может быть очень серьезным. В прошлом, резкая инфляция приводила к широкому использованию непрерывных скользящих бюджетов. Бюджет готовится на год вперед (или на любой другой выбранный период) и в конце первого контрольного периода бюджет на оставшийся период пересматривается в свете инфляции, если таковая существует, принимая во внимание изменения, связанные с ожиданием инфляции в будущем, что, в свою очередь, служит основой составления бюджета на первый контрольный период следующего года.
Такой порядок повторяется каждый контрольный период, т.е. всегда есть в наличии бюджет на год вперед и бюджеты постоянно обновляются настолько, насколько это возможно. Такая непрерывная переработка бюджетных цифр ведет к более точным прогнозам будущей деятельности. Даже если сейчас дни гиперинфляции в прошлом, многие фирмы до сих пор ведут скользящую систему составления бюджета, регулярно обновляя бюджеты в свете изменений, произошедших на предприятии.