Закрепощение крестьян

Как и раньше, огромное значение уложение имело для крестьян, так как вопросы феодальной собственности в нем описывались максимально полно. Уложение не давало крестьянам никаких свобод, более того, оно еще больше привязывало их к земле и к феодалу, тем самым закрепощая их окончательно.

Теперь не было права выхода, а крестьянин со всей своей семье и всеми вещами полностью становился собственностью феодала, которую можно продать, купить или передать по наследству. Изменились и правила поиска беглых крестьян – теперь не было срока в десять лет, человека искали всю его жизнь. Фактически, крестьянин не мог уйти или убежать от феодала, и обязан был всю жизнь подчиняться своему хозяину.

Значение Соборного уложения

Соборное уложение 1649 года наметило новые тенденции в развитии права и юриспруденции, закрепило новый государственный порядок и новые социальные нормы. Стало прототипом современной систематизации и каталогизации нормативно-правовых документов, создав ограничение по отраслям права. Соборное уложение действовало до 1832 года.

Вопрос

Петр Великий вошел в историю не только как рефор­матор России, но и как выдающийся полководец и дипло­мат. С его именем связано превращение России в импе­рию, евроазиатскую военную державу.

Петр еще в 90-е гг. XVII в. пришел к выводу, что для устранения относительной международной изоляции не­обходим выход к морям — Черному и Балтийскому, или хотя бы к одному из них. Первоначально российская экс­пансия устремилась на юг: в 1695 и 1696 гг. состоялись Азовские походы. В результате второго похода Азов был взят, выход в Азовское море обеспечен. Однако больших успехов в южном направлении против сильной Османской империи тогда добиться не удалось.

В 1697 – 1698 гг. Петр I в составе «Великого посольства» из 250 человек (под именем Петра Михайлова) ездил в Западную Европу. Он посетил Пруссию, Польшу, Голлан­дию, Англию, Австрию. Царь искал союзников против Турции, а также знакомился с европейскими достижениями.

Во время этого путешествия Петру стало ясно, что центр тяжести во внешней политике России должен переместиться на Запад. Главная цель — выход к Балтийскому морю, где доминировала Швеция. Истоки территориальных претензий России к Шве­ции ведут к Столбовскому миру 1617 года, по которому Швеция получила территорию от Ладожского озера до Ивангорода (Ям, Копорье, Орешек и Корелы). Основной ущерб для Рос­сии заключался в том, что для нее оказался закрыт выход к Балтийскому морю. Но в одиночку со Швецией справиться было невозможно. Нужны были союзники. Их удалось найти в лице Дании и Саксонии, которые были недовольны гос­подством Швеции на Балтике. В 1699 г. Россия установила с Данией и Саксонией союзнические отношения. Характерно, что Петру удалось скрыть истинные намерения России. Шведский король Карл XII, заинтересованный в войне Рос­сии с Турцией, даже подарил Петру 300 пушек.

Северная война (1700 – 1721 гг.) подразделялась на два этапа: первый — с 1700 по 1709 г. (до Полтавского сраже­ния), второй — с 1709 по 1721 г. (с Полтавской победы до заключения Ништадтского мира). Война началась для Рос­сии и ее союзников неудачно. Дания была сразу выведена из войны. А в ноябре 1700 г. 8 тысяч шведов разгромили 60-тысячную русскую армию под Нарвой. Это был серь­езный урок, который Петр сумел извлечь для себя и для русской армии. И уже в 1702 – 1703 гг. русские войска одержали первые победы. Были взяты крепости Нотебург (переименован в Шлиссельбург — Ключ-город), Ниеншанц. Все устье Невы оказалось в руках русских.

Осенью 1702 г. при взятии Марленбурга произошло историческое событие: фельдмаршалом Шереметевым была взята в плен Марта Скавронская, ставшая впоследствии супругой царя, а затем императрицей Екатериной I. О ее происхождении ходили разные слухи, будто бы ее мать была крестьянкой и рано умерла. Марту взял на воспитание пастор Глюк. Накануне прихода русских под Марленбург она была обвенчана с драгуном, которого во время брачного пира срочно вызвали в Ригу. По другой версии, пленница была дочерью лифляндского дворянина и его служанки. С семьей пастора Глюка она попала в плен, ее взял к себе Шереметев, у того Марту выпросил Меншиков, у последнего отобрал Петр. В 1703 г. она стала его фавориткой, а в 1712 г. вступила с ним в церковный брак.

Несмотря на мелкие успехи русских в Прибалтике, на первом этапе войны стратегическая инициатива оставалась в руках Швеции, войска которой заняли Польшу, Саксонию и вторглись в Россию. Поэтому на данном этапе Петр уделял главное внимание проблеме сохранения и преобразования армии, укреплению военно­го потенциала страны. Ценою огромных усилий и жертв эти задачи были успешно решены.

Рубежом в войне стала Полтавская битва 27 июня 1709 г. Русские уже воевали не числом, а умением. Стратегическая инициатива перешла в руки России. Но характер войны со стороны России изменился. Петр отка­зался от прежних обещаний союзникам ограничиться воз­вращением старых русских территорий. В 1710 г. от шве­дов были освобождены Карелия, Лифляндия, Эстляндия, взяты крепости Выборг, Ревель, Рига. Если бы не война с Турцией 1710 – 1713 гг., Северную войну удалось бы за­кончить быстрее. Союзники вытеснили Швецию из всех ее заморских территорий. Шведская империя рухнула.

Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русский десант неод­нократно высаживался на шведское побережье. Карл XII никак не мог смириться с поражениями и продолжал во­евать вплоть до своей гибели в Норвегии в 1718 г. Новому королю Швеции Фридриху I пришлось сесть за стол пе­реговоров. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эст­ляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию и вы­торговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ре­веле и компенсацию за Лифляндию — 2 млн. ефимков.

Петр считал одержанную победу самой большой радо­стью в своей жизни. В октябре 1721 г. продолжавшиеся месяц празднества в столице завершились торжественной церемонией поднесения царю титула Петра Великого, отца Отечества и Императора Всероссийского. При жизни Петра его новый императорский статус признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия и Венеция.

Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков, а именно: завоевала выход к незамерзающему морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дип­ломатические отношения с крупными европейскими стра­нами.

После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключа­лась в захвате транзитных путей торговли Индии и Ки­тая. В 1722 – 1723 гг. к России перешло Западное и Юж­ное Прикаспие, принадлежавшее ранее Персии. Внешние планы Петра заходили очень далеко — вплоть до захвата Индии и Мадагаскара.

Таким образом, внешняя политика России эволюционировала в сторону имперской политики. Именно при Петре I была создана Российская империя, сформирова­лось имперское мышление, которое сохранялось в течение почти трех веков.

3. Экономическая и социальная политика в первой чет­верти XVIII века.

На экономическую политику начала XVIII в. оказали решающее влияние два основных фактора: концепция меркантилизма и неудачное начало Северной войны. Со­гласно идеям меркантилизма, первой буржуазной школы политэкономии, основой богатства государства является накопление денег за счет активного баланса торговли, вы­воза товара на чужие рынки и препятствия ввоза ино­странных товаров на свой рынок. Это предполагало вме­шательство государства в сферу экономики: поощрение одних видов производства и ограничение других. В усло­виях России петровского времени роль государства в ре­гулировании экономики становилась гипертрофированной.

Другим важным стимулятором активного государственно­го вмешательства в экономику стали поражения русских войск на начальном этапе войны со Швецией. Россия лиши­лась основного источника поставок скандинавского высокока­чественного железа. Владея большими по тому времени фи­нансовыми и материальными ресурсами, землей, недрами и даже людьми, государство взяло на себя регулирование про­мышленного строительства. При его непосредственном уча­стии и на его деньги стали создаваться казенные мануфак­туры, прежде всего по производству военной продукции.

Государство захватило и торговлю — путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. была введена монополия на соль и табак. При­быль на первую возросла вдвое, на табак — в 8 раз. Вводилась монополия на продажу товаров за границу: на хлеб, сало, лен, пеньку, смолу, икру, мачтовое дерево, воск, же­лезо и др. Установление монополии сопровождалось волюн­таристским повышением цен на эти товары, регламента­цией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на ры­ночной конъюнктуре, предпринимательства. Государство добилось своей цели: поступления в казну резко возрос­ли. Но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества.

К концу Северной войны, когда победа была очевидна, в торгово-промышленной политике правительства про­изошли определенные изменения. Были приняты меры по поощрению частного предпринимательства. «Берг-привилегия» (1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам. Получила распространение практика пе­редачи государственных предприятий (в первую очередь убыточных) частным владельцам или компаниям. Новые владельцы получали от казны различные льготы: беспро­центные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т.п. Государство отказалось от своей монополии на про­дажу ряда товаров на внешнем рынке.

Однако реальной экономической свободы предпринима­тели не получили. В 1715 г. был принят указ о создании промышленных и торговых компаний, члены которых, от­дав свои капиталы в общий котел, были связаны круговой порукой и несли общую ответственность перед государст­вом. Компания фактически не обладала правом частной собственности. Это была своего рода аренда, условия кото­рой определялись государством, имевшим право в случае их нарушения конфисковать предприятие. Выполнение ка­зенных заказов стало главной обязанностью владельца за­вода. И только излишки он мог реализовать на рынке. Это снижало значение конкуренции как главного стимула раз­вития бизнеса. Отсутствие конкуренции, кроме того, тормо­зило совершенствование производства.

Контроль за отечественной промышленностью осуще­ствляла Берг-Мануфактур-коллегия, обладавшая исклю­чительными правами: она давала разрешение на откры­тие заводов, устанавливала цены на продукцию, имела монопольное право на покупку товаров у мануфактур, осуществляла административную и судебную власть над владельцами и работниками.

Активное вмешательство государства в сферу эконо­мики деформировало социальные отношения. Прежде всего, это проявилось в характере использования рабочей силы. Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур использовали как вольнонаемную рабочую силу, «беглых и гулящих», так и приписных крестьян, отрабатывающих на заводах государственные налоги. Од­нако в начале 20-х гг. XVIII в. проблема рабочей силы обострилась: усилилась борьба с побегами крестьян, нача­лось массовое возвращение беглых прежним владельцам, была проведена ревизия населения с последующей фик­сацией социального статуса каждого человека путем за­крепления навечно к месту записи в налоговый кадастр. Вне закона были поставлены «вольные и гулящие», кото­рых приравняли к беглым преступникам.

В 1718 – 1724 гг. была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора ста­ла «душа мужского пола», которой мог быть и грудной младенец, и дряхлый старик Умершие числились в спи­сках («сказках») вплоть до проведения следующей очередной ревизии. Подушную подать платили крепостные и казенные кресть­яне, посадские люди. От уплаты подушной подати освобож­дались дворяне и духовенство. Введение подушной подати затрудняло социальную мобильность населения. В 1724 г. была учреждена паспортная система. Без паспорта кресть­янам запрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст. В 1721 г. Петр подписал указ, разрешавший поку­пать к заводам крепостных. Такие крестьяне стали назы­ваться посессионными (владельческими).

Особенностью развития русской промышленности в пер­вой половине XVIII в. стало широкое применение подне­вольного труда. Это означало превращение промышленных предприятий, на которых мог зародиться капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики. Преобла­дание на мануфактурах труда посессионных и приписных крестьян в конечном итоге предопределило отставание Рос­сии от Европы. Но эта тенденция отставания проявилась не­сколько позже. А в первой четверти XVIII в. была создана сравнительно мощная экономическая база — около 100 ману­фактурных предприятий. Однако создание экономического потенциала сопровождалось деформацией тенденций разви­тия страны. Государственное вмешательство в экономику, от­сутствие рынка рабочей силы тормозили вступление России на путь, по которому уже шли многие европейские страны.

Вопрос

12 марта 1801 г. на российский престол вступил старший сын Павла I Александр I (1801 — 1825). В изданном в тот же день манифесте Александр I объявил, о своей приверженности политическому курсу Екатерины II. В правлении нового императора выделяют два периода – либеральный и консервативный. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты дворянству и городам, освободил дворянство и духовенство от телесных наказаний. Была упразднена наводившая ужас Тайная экспедиция и освобождены заключенные Павлом I в Петропавловскую крепость узники, возвращены из ссылки 12 тыс. опальных и репрессированных чиновников и военных. Были отменены и другие раздражавшие дворянство павловские указы и распоряжения. Перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании отца, но и усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с новым “духом времени”. Для проведения этого курса он приблизил друзей своей юности — европейски образованных представителей молодого поколения родовитой знати. Летом 1801 г. из них образовался “Негласный комитет” в составе П. Строганова, Н. Новосильцева, В. Кочубея, А. Чарторыйского. Он не имел статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александра I оказывал большое влияние на его политику и определял в основных чертах программу преобразований.

В 1801 — 1811 гг. был проведен ряд мер, призванных начать поиск решения крестьянского вопроса, преобразовать систему просвещения и реорганизовать органы центрального управления. Во время коронации Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян в частные руки. Изданный 20 февраля 1803 г. указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной договоренности с их помещиками. До конца царствования Александра I было отпущено по этому указу 47 тыс. душ мужского пола, всего же за время действия указа (до 1858 г.) выкупилось 152 тыс. крестьян. Был принят ряд законов, устраняющих наиболее однозначные проявления крепостничества: указы 1808 — 1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь.

Ряд либеральных мер был проведен в сфере просвещения и печати. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений (за исключением военных), бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ. Помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета в 1802—1804 гг. были открыты Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский университеты. В 1804 г. в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университетов. В 1804 г. был издан первый “Устав о цензуре” весьма либерального характера.

В 1802—1811 гг. проводилась министерская реформа. Старые петровские коллегии заменялись министерствами, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Сначала в 1802 г. учреждалось 8 министерств. Однако их структура и функции еще не были четко определены. Они были подробно разработаны “Общим учреждением министерств” 1811 г., по которому число министерств увеличивалось до 12. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся М.М.Сперанский (1772—1839). Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, М.М. Сперанский благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал карьеру государственного деятеля. В 1808 г. Александр I поручил ему разработать проект государственных преобразований. В октябре 1809 г. предложение под названием “Введение к Уложению государственных законов” были представлены императору. План содержал стройную систему центральных и местных учреждений на основе “разделения властей” — законодательной, исполнительной и судебной — при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. Предусматривалась выборность распорядительных и исполнительных органов власти четырех степеней — на уровне волости, уезда, губернии и империи. Но участие в управлении предоставлялось лишь лицам, обладавшим имущественным цензом. Предполагалось создать высший представительный орган с законодательными полномочиями – Государственную думу, а на местах — губернские, окружные и волостные думы. Высшая исполнительная власть представлялась министерствам, на местах — губернским, окружным и волостным управлениям. Высшим судебным органом империи объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Высшим органом, призванным объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей являлся Государственный совет. Он призван был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императора. Сенат, министры и члены Государственного совета не избирались, а назначались императором. Таким образом система органов власти в проекте Сперанского нисколько не нарушала прерогатив императора как самодержавного монарха, но могла способствовать началу конституционного процесса в России. Александр I признал проект М.М. Сперанского “удовлетворительным и полезным”. М.М. Сперанский составил и календарный план проведения в жизнь своего проекта (в течение 1810—1811 гг.). Однако его действия встретили упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших их слишком радикальными и “опасными”. Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект был отклонен. Единственное, что воплотилось в жизнь из плана М.М. Сперанского, это учреждение 1 января 1810 г. законосовещательного Государственного совета при императоре, в который вошли все министры (по их должности), а также лица из высших сановников по назначению императора.

Реформаторская деятельность Сперанского вызвала недовольство в высших дворянских кругах. Под влиянием их интриг в середине марта 1812 г. последовала опала и ссылка М.М. Сперанского — сначала в Нижний Новгород, а затем по новому доносу в Пермь. Однако уже в 1816 г. М.М. Сперанский был назначен пензенским губернатором, а затем генерал-губернатором Сибири. В 1821 г. он был возвращен в Петербург и введен в состав Государственного совета.

Вопрос

В XIX век Россия вступила феодально-крепостническим абсолютистским государством. Территория ее была огромна – уже тогда Россия занимала одну шестую часть суши – и продолжала прирастать. В первой половине XIX века в состав Российской империи вошли Финляндия, Польша, часть Средней Азии, завершилось присоединение Закавказья, во второй половине – завершилось присоединение Кавказа и Средней Азии.

Территория Российской империи делилась на губернии и области, а те, в свою очередь, на уезды. Особый статус имели Великое княжество Финляндское и Царство Польское.

Во главе государства стоял император. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в стране.

Общество официально делилось на сословия. Дворянство, духовенство и купечество являлись привилегированными сословиями. Дворяне, составлявшие 1% населения, являлись главными собственниками земли в стране – в 1858 г. в их владении находилось свыше 32% всех земельных угодий в Европейской России. Однако большинство дворян - 70% - относилось к числу мелкопоместных. Крупнопоместные дворяне составляли около 3%. Десятками тысяч крепостных владели Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Воронцовы и др.

Крестьянство было самым многочисленным – 90% населения - и самым бесправным сословием. Крестьяне делились на несколько категорий: помещичьи, государственные и удельные. В крепостной зависимости от феодалов (т.е. и экономически, и лично зависели от помещиков) находилось 40% крестьян. Крепостное право приобретало все более уродливые формы и все более походило на рабство. Крепостных могли продавать и проигрывать в карты, дарить и обменивать на собак.

Несмотря на обширную территорию, Россия оставалась сравнительно отсталой страной. Основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Принудительный труд крепостных был малоэффективен, поэтому большинство помещичьих имений (в середине XIX века- 65% имений) были заложены и перезаложены.

Стремясь увеличить доходность своих имений, помещики усиливали эксплуатацию крестьян - увеличивали число дней на барщине, повышали оброк. Усиление эксплуатации крестьян сопровождалось ростом антикрепостнического движения. Число крестьянских волнений в среднем в год выросло с 26 в первой четверти XIX века до 43 во второй четверти и до 101 в 1850-е годы. Это свидетельствовало о кризисе феодализма.

Свидетельством разложения феодализма являлся и рост отходничества крестьян. Так, в середине XIX века в промышленно развитых губерниях страны отходничеством были заняты 35-50% взрослого мужского населения.

Промышленность была развита слабо и сосредотачивалась лишь в нескольких районах: Уральском, Центрально - Промышленном (Московском), Северо-Западном (Петербургско - Прибалтийском) и Южном (Харьковском). Особенностью России являлись посессионные и приписные мануфактуры, на которых использовался принудительный труд крестьян. Крепостное право являлось причиной отсутствия рынка свободной рабочей силы.

Тем не менее, в первой половине XIX века число мануфактур, основанных на вольнонаемном труде, неуклонно росло. На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные-отходники. К 1860 г. 80% рабочих составляли вольнонаемные.

В 1830-1840-е годы в России начался промышленный переворот – вытеснение ручного труда машинным.

В социально-экономической истории России первая половина XIX века – это период разложения феодально-крепостнического строя. В обществе росло понимание губительности сохранения крепостного права. За отмену крепостного права выступали радикалы-декабристы и либералы – западники и славянофилы.

Со всей очевидностью отсталость России проявилась в годы Крымской войны (1853-1856 гг.). Россия проиграла эту войну, имея парусный флот против парового у Англии и Франции, гладкоствольное оружие против нарезного у противника, не имея развитых дорог, чтобы вовремя подвозить необходимые боеприпасы и вооружения к местам боевых действий. Все это было следствием экономической отсталости России. "Севастополь ударил по застоявшимся умам" (В. Ключевский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: