Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 47

чевых звуков). Например, при сочетании ринолалии и дизар­трии у ребенка язык при подъеме кверху резко уходит в левую сторону. Это значит, что правая сторона его мышц сла­бее левой. При слабости мышц правой стороны языка следует проводить соответствующие упражнения только для укрепле­ния и развития мышечной силы правой половины языка. Для этого ребенку предлагают языком дотронуться до зубов с ле­вой стороны вверху и внизу, подпереть языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой стороны языка.

При слабости левой стороны языка все указанные упраж­нения проводятся с учетом нагрузки на левую сторону.

Эффективными являются упражнения с преодолением со­противления. Например, при правосторонней слабости язы­ка ребенка просят высунуть язык и отвести его в левую сторо­ну. Этому отведению логопед препятствует шпателем, чтобы увеличить нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д.

Для улучшения произвольных движений языка, губ и лицевых мышц при артикуляции нужно рассказывать ре­бенку, где и как он должен дать то или иное напряжение мышц и научить его «послушать» это напряжение, ощупать положение органов произношения, участвующих в данной артикуляции, запомнить это положение зрительно (пользу­ясь зеркалом) и кинестетически. Для более четких ощуще­ний можно помочь ребенку механически. Например, взять язык в стерильную марлевую салфетку и произвести нуж­ный уклад языка.

При формировании артикуляционного праксиса необхо­димо учитывать мышечную взаимосвязь органов артикуля­ции. Для этого полезно использовать следующие приемы. Например, для формирования определенного артикуляци­онного уклада нужно переместить язык несколько в глубь рта. Для этого механическим путем выдвигаются углы рта вперед. И наоборот, при отодвигании углов рта в стороны язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привле­чением зрительного контроля (работа перед зеркалом).

Описанный способ получения правильных артикулем дает возможность подробно объяснить ребенку видимые стороны артикуляции и тем самым воздействовать на невидимые. Это


48 А. Г. Ипполитова

помогает ребенку ощутить и осознать движение и соответ­ствующее ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать их между собой.

Таким образом, в предлагаемой системе логопедической работы используется специфическая гимнастика органов артикуляции (тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматривается ряд дополнительных упражнений, спо­собствующих развитию артикуляционного праксиса. Разви­тие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания. Все упражнения по созданию артикуляций звуков являются одновременно обучением ро­товому выдоху, т. е. служат приемом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого аппарата.

Последовательность работы над звуками в подготовительном периоде



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: