Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 53

назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.

Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, раз­вить интонацию, упражнения модифицируют: меняют то­нальность, поют тихо, громко.

Подбор вокальных упражнений должен быть строго диф­ференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и наси­лия, вредно отражающихся на голосе. Как указывают В. Г. Ермолаев и Н. Ф. Лебедева, детский голос требует максималь­но щадящего отношения, которое должно проявляться в со­блюдении следующих требований: петь только в соответству­ющем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фразах, петь негромко, без напряже­ния. Эти требования основаны на анатомических и физиоло­гических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.

Подбирая вокальные упражнения, следует руководство­ваться схемой средних диапазонов детских голосов. Наибо­лее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах (по В. Г. Ермолае­ву и Н. Ф. Лебедевой, 1970):

3—4 года — ми — соль 5—6 лет — ми — си 7—10 лет — ре — ре 10—14 лет — ми — ре

При правильном выполнении вокальных упражнений носовой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает. Желательно петь под акком­панемент фортепиано, но можно и под магнитофон или с го­лоса логопеда.

После активизации нёбно-глоточного смыкания, поста­новки диафрагмально-реберного дыхания и владения уме­нием произносить гласные без носового оттенка голоса пе­реходят к упражнениям для воспитания навыка правильного голосоведения, расширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция


54 И. И. Ермакова

звукопроизношения проводится параллельно с фонопедичес-кими упражнениями.

С детьми без органических изменений в голосообразую-щем аппарате эти тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в произнесении изолирован­ных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется ориен­тацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Количество гласных в сочетаниях посте­пенно увеличивается до трех.

Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет не­обходимости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. По­становка гласных проводится в порядке а, э, о, у, и с ори­ентацией на степень подъема и напряженности нёбной за­навески.

Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его манере фонации. Логопед же произносит гласные «в мас­ку» — в позиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. Довольно трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое от­крывание рта, продвижение кончика языка вперед к ниж­ним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации.

В литературе неоднократно указывалось на уменьшение носового оттенка при фонации в грудном регистре. Однако переводить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологично и его редко удается ввести в спон­танную речь.

Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает дос­таточно проведения нескольких занятий по обучению пра­вильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все пос­ледующие упражнения для расширения диапазона и увели­чения силы голоса.

Далее переходят к «мычанию» — протяжному произне­сению звука м с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного. (Дети иногда склонны после операции заменять носовые м, н ротовыми б, д).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: