Для дифференциальной диагностики, для знания структуры дефекта, эффективного планирования и успешной реализации всей логопедической работы необходимо всестороннее, комплексное обследование ребенка с нёбной патологией, что невозможно осуществить без использования объективных методов исследования. При изучении детей с данной патологией применяются следующие методы исследования.
Рентгенография. Для изучения анатомо-физиологическо-го состояния аппарата речи, получения более объективных данных о структурных и функциональных особенностях нёба и глотки применяется метод рентгенографии. Как известно, анатомические особенности и функциональное состояние костно-мышечного аппарата речи как до, так и после операции уранопластики многообразны, т. е. мягкое нёбо может быть длинным и подвижным, глоточная мускулатура развитой или, наоборот, нёбная занавеска короткой, далеко отстающей от задней стенки глотки при фонации. В то же время для полной нормализации речи очень важно определить длину и подвижность мягкого нёба, состояние глоточной мускулатуры, возможность пассивного, активного или функционального смыкания нёбной занавески с задней стенкой
|
|
86 Т. Н. Воронцова
глотки. При обследовании детей с нёбной патологией возможность пассивного смыкания нёбной занавески с задней стенкой глотки определяется с помощью инструмента; активного — визуально при фонации ребенком гласного звука «а». Движение мягкого нёба и характер его смыкания с задней стенкой глотки при фонации других гласных звуков и согласных полностью скрыты от исследователя. При наблюдении за движениями мягкого нёба видна лишь его нижняя поверхность. Роль глоточной мускулатуры в ре-чеобразовании, место велофарингального контакта таким образом определить не удается. Поэтому для изучения подвижности мягкого нёба, активности глоточной мускулатуры, характера нёбно-глоточного смыкания используется метод рентгенографии. Применение этого метода позволяет более полно и объективно изучить структурные и функциональные особенности речевого аппарата и более целенаправленно организовать весь процесс коррекции речи, а также объективно оценить его результаты.
Метод спектрального анализа. Для исследования голосовой функции, нарушенной как в первые годы жизни ребенка (нарушение тембра голоса), так и в более старшем возрасте (голос нарушен по всем параметрам: по тембру, высоте и силе), применяется метод спектрального анализа. Записанные на магнитофоне звуки, произносимые обследуемым, подвергаются спектральному анализу на спектрометре. При дальнейшем анализе акустического спектра из числовых данных составляются таблицы в виде графиков. Гиперназализация, как правило, характеризуется ослаблением основного тона и первых двух формант и появлением в спектре особых пиков в области низких частот или дополнительных «формант назализации» (300— 500 гц и выше 1000 гц). Кроме того, отмечается сдвиг спектральной огибающей в сторону низких частот, снижение высокой певческой форманты и нечеткость выражения всех формантных областей за счет увеличения ширины полосы формант.
|
|
Применение метода спектрального анализа помогает более объективно оценить степень назализации при обследовании, в процессе занятий, а также проверить эффективность применения тех или иных методов и приемов логопедической работы.