Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 87

Метод аудиторского анализа или «речевой артикуля­ции». С целью изучения характера нарушения звуковой сто­роны речи лиц, страдающих ринолалией, разборчивости их речи, применяется метод аудиторского анализа или речевой артикуляции. Изучение фонетического оформления речи этим методом проводится с помощью слоговых таблиц. Об­следуемый проговаривает слоги различной сложности, а группа аудиторов записывает их в соответствующие бланки. По окончании обследования вычисляется общий процент правильно воспринятых элементов речи. Коэффициентом разборчивости служит величина, определяемая отношени­ем числа правильно воспринятых звуков к общему числу произнесенных звуков. Последующий, более подробный фо­нетический анализ позволяет установить характер искаже­ния отдельных звуков и групп звуков, вывести закономер­ности их замен.

Применение метода аудиторского анализа позволяет выя­вить факторы, влияющие на разборчивость речи; определить наиболее нарушенные группы звуков; характер их замен и смешений; недоразвитие лексико-семантического уровня. Кроме того, метод аудиторского анализа позволяет более объективно оценить результаты логопедической работы.

Метод рентгенотомографии. Для решения вопроса кор­рекции речи очень важно изучение положения органов речи, направленность движений языка при фонации (осо­бенно его кончика, спинки и корня), формы резонаторных полостей, степень раскрытия рта. С этой целью применя­ется метод рентгенотомографии. В процессе анализа томог­рамм необходимо обратить внимание на высоту твердого нёба, расстояние от мягкого нёба до задней стенки глотки, степень раскрытия рта, положение языка, его подъем, рас­стояние от резцов до кончика языка, величину ротового резонатора в переднем, среднем и заднем отделах, расстоя­ние от корня языка до задней стенки глотки. Как известно, имеются два характерных для детей с ринолалией артику­ляционных уклада, резко отличающихся друг от друга и от нормы: при фонации вся масса языка либо оттянута на­зад, спинка и корень языка резко подняты вверх, во мно­гих случаях вплоть до смыкания с нёбом, корень языка ги­пертрофирован, а оттянутый к середине ротовой полости


88 Т.Н. Воронцова

кончик ограничен в движениях. Такое положение наблю­дается примерно в 70—75% случаев. Второе положение: язык занимает относительно низкую позицию, то есть кон­чик языка находится у нижних резцов, а спинка только слег­ка приподнята. В первом варианте расстояние между спин­кой языка и мягким нёбом уменьшается в два раза, а объем надставной трубы увеличивается за счет носовой полости. Во втором варианте ротовой резонатор почти одинаков по всей своей длине, за исключением небольшого сужения в заднем отделе, что дает меньшую (чем в первом варианте) назали­зацию. С помощью метода рентгенотомографии можно ус­тановить и другой немаловажный факт: формирование звуков происходит при почти неизменном положении тела языка (корня и задней части спинки) и незначительных, но многообразных изменениях положения кончика язы­ка, что позволяет ребенку различать звуки собственной речи, дифференцировать их.

Таким образом, с помощью метода рентгенотомографии можно исследовать положение языка по отношению к пас­сивным и активным органам артикуляции, основные типы артикуляционных укладов различных фонем, соотношение резонаторных полостей, что в дальнейшем позволяет более эффективно организовать логотерапию.

Метод спирометрии. Как известно, дыхательная функ­ция детей с врожденной нёбной патологией нарушена (в первые годы жизни менее, в более старшем возрасте — по всем параметрам). С целью изучения дыхательной функции применяется метод спирометрии. Измерения проводятся с закрытыми и с открытыми носовыми ходами, с закрытием правых, а затем левых носовых ходов. Это позволяет опре­делить величину выдыхаемого воздуха, его объем, наличие патологии в носовой полости.

Применение перечисленных методов исследования по­зволяет:

более углубленно изучить структуру дефекта при рино-лалии;

точнее диагностировать нарушение и реализовать диффе­ренциальную диагностику;

наметить наиболее эффективные пути нормализации речи данной категории детей-школьников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: