Воспитание и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 95

Движения губ усиливаются путем обучения малыша губ­ным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произ­носит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и раз­мыкаются: ап, па, ба, папа, баба, мама.

Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные зву­ки: а, э, о, ы,у,и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.

Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».

Используемые приемы массажа: поглаживание, вибра­ция, слабый «пальцевой душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 2—3-го паль­цев, направление движения — от средней линии лба к вис­кам.

Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.

Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения необходимо сочетать с артикуля­ционной гимнастикой:

— круговые движения языком в преддверии полости рта;

— набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая
воду под губами;

— «пальцевой душ» — постукивание около рубцов поду­
шечками пальцев;

— «щипки пальцами» — легкое пощипывание околоруб-
цовых областей.

Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцвет­ных бумажек и т. п.


96 Т. В. Волосовец

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно надо переходить к выработке выдоха через рот с включени­ем голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкла­дывая определенный смысл в каждый произносимый звук. Примеры таких упражнений:

— как гасят огонек? (ф-) — верхние зубы касаются ниж­
ней губы;

— как гудит пароход? (ы-);

— как гудит паровоз? (у-);

— какой ты большой? (о-);

— как шумит ветер? (в) — верхние зубы касаются ниж­
ней губы;

— как звенит комарик? (з-) — губы в улыбке, зубы вмес­
те, язык упирается в нижние зубы, выход холодной струей;

— как шипит змея? (ш-) — язык поднят в форме чашечки
за верхние зубы;

— как жужжит жук? (ж-) — губы слегка вытянуты впе­
ред, струя воздуха теплая.

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не на­доедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчис­ляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами.

Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); взрыву губами по типу звука п.; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.

После трех лет наступает самый ответственный период. В это время необходимо подготовить нёбную занавеску к нёб-но-глоточному смыканию, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению язы­ка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, ак­тивизировать движения губ и щек, отработать диафрагмаль-ное дыхание, выработать нормальную воздушную струю, предупредить смешение звуков в устной речи.

Перемещение языка вперед в значительной степени определяет эффект всех занятий. Оно создает условия для постановки правильных звуков, понижения носового оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновременно приступают к упражнениям для активизации всего



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: