Движения губ усиливаются путем обучения малыша губным звукам. Для этого при общении с ребенком мать произносит громко взрывной звук, когда губы смыкаются и размыкаются: а — п, п — а, б — а, па — па, ба — ба, ма — ма.
Именно в это время надо начинать отработку речевого дыхания. Ребенка надо научить широко открывать рот и во время игры, по примеру матери, произносить гласные звуки: а, э, о, ы,у,и. Язык при этом должен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны.
Если мышцы лица напряжены, можно расслабить их с помощью специально подобранных массажных движений. Массаж проводится в исходном положении «лежа на спине», при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя, голова на подлокотнике».
Используемые приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевой душ».
Поглаживание лба осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление движения — от средней линии лба к вискам.
Поглаживание носа осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от кончика носа к переносице.
Поглаживание щечной области осуществляется концами 2—3-го пальцев, направление — от спинки носа к височным областям, от средней линии подбородка к мочкам ушей.
Приемы вибрации и «пальцевой душ» осуществляется концами двух и четырех пальцев. Движение идет по тем же линиям лица, как и при поглаживании.
Массажные движения необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой:
— круговые движения языком в преддверии полости рта;
— набирать теплую воду и полоскать зубы, удерживая
воду под губами;
— «пальцевой душ» — постукивание около рубцов поду
шечками пальцев;
— «щипки пальцами» — легкое пощипывание околоруб-
цовых областей.
Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время которых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдоху с помощью комочков ваты, разноцветных бумажек и т. п.
96 Т. В. Волосовец
От простых дыхательных игр-упражнений постепенно надо переходить к выработке выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая определенный смысл в каждый произносимый звук. Примеры таких упражнений:
— как гасят огонек? (ф-) — верхние зубы касаются ниж
ней губы;
— как гудит пароход? (ы-);
— как гудит паровоз? (у-);
— какой ты большой? (о-);
— как шумит ветер? (в) — верхние зубы касаются ниж
ней губы;
— как звенит комарик? (з-) — губы в улыбке, зубы вмес
те, язык упирается в нижние зубы, выход холодной струей;
— как шипит змея? (ш-) — язык поднят в форме чашечки
за верхние зубы;
— как жужжит жук? (ж-) — губы слегка вытянуты впе
ред, струя воздуха теплая.
Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надоедая ему, а постепенно приучая его к занятиям.
В возрасте двух-трех лет словарный запас ребенка исчисляется несколькими сотнями слов. В этот период можно приучать ребенка к артикуляционной гимнастике, связав ее с игровыми элементами.
Надо научить ребенка смыканию губ (как поцелуй мамы); взрыву губами по типу звука п.; вибрационному движению губ, похожему на кучерское Пррр.
После трех лет наступает самый ответственный период. В это время необходимо подготовить нёбную занавеску к нёб-но-глоточному смыканию, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, стремиться к перемещению языка вперед, опусканию его корня и укреплению кончика, активизировать движения губ и щек, отработать диафрагмаль-ное дыхание, выработать нормальную воздушную струю, предупредить смешение звуков в устной речи.
Перемещение языка вперед в значительной степени определяет эффект всех занятий. Оно создает условия для постановки правильных звуков, понижения носового оттенка, нормализации речевого дыхания. Одновременно приступают к упражнениям для активизации всего