В заключение нужно отметить, что описанная система исследования детей, страдающих ринолалией на почве врожденных нёбных расщелин, базирующаяся на ряде специальных принципов, дает возможность реализовать всестороннее, комплексное исследование, предполагающее изучение структуры дефекта, а также индивидуальных отклонений в физическом, психическом и речевом развитии. Данная система обследования позволяет выявить зону ближайшего развития, наметить пути наиболее эффективной организации логопедического обучения и объективной оценки его результатов.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов. — М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 18—30.
Т. В. Волосовец
Некоторые методы
и приемы логопедической работы
с детьми (от 1,5 до 3 лет),
страдающими ринолалией
Для успешного коррекционного воздействия на ребенка, традающего ринолалией, необходимо раннее развитие ре-[евых навыков в период формирования речи. Система уп->ажнений, которую мы использовали для работы с детьми->инолаликами, разработана на основании общепринятых s отечественной логопедии схем (А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, Т. Н. Воронцова). Также нами использовались материалы зарубежных авторов. Опыт показывает, что эти фиемы можно успешно использовать как в домашних ус-ювиях, так и в условиях стационара или специальной груп-1ы детского учреждения.
|
|
В своей работе мы руководствовались тем, что:
— необходимо использовать каждую возможность в тече
ние дня для стимулирования речевой деятельности ребенка,
например: во время прогулки, в игре и т. п.;
— нужно как можно больше разговаривать с ребенком;
— при общении с малышом произношение всех членов
земьи и воспитателей детского сада должно быть внятным и
четким;
— важно учитывать уровень индивидуального развития
каждого ребенка.
Логопедические занятия с ребенком включали следующие
разделы:
— выработка направленной струи воздуха;
— дыхательные упражнения; формирование ротового
выдоха;
— упражнения для губ и языка;
— отработка гласных звуков;
— визуальные упражнения на ориентацию;
— упражнения на акустическую дифференциацию.
Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми.■■______ 91_
Важно было, чтобы все занятия с ребенком проводил близкий для него человек (мать, отец, воспитатель-логопед детского учреждения). Упражнения проводились в игровой форме, без принуждения. Учитывая возрастные особенности детей в возрасте 1 г. 6 мес. до 3 лет, наши занятия отличались от работы с 5—7-летними детьми, т. е. они проводились без соблюдения некоторых организационных моментов. Эти упражнения включались непосредственно в режимные моменты, в распорядок всего дня.
|
|
Например, в заданиях для ребенка в возрасте от 2 лет 3 мес. до 2 лет 6 мес. Сразу после сна проводились упражнения на визуальную ориентацию: показывались и назывались части лица: уши, нос, глаза, рот. При этом выводились новые понятия: кончик носа, верхняя губа, нижняя губа. Во время умывания ребенку показывались части лица перед зеркалом. Задавался вопрос: «Где нос?» и т. д. Вместе с ребенком рассматривалось отражение в зеркале и показывались части лица. Во время утренней прогулки делались дыхательные упражнения: согревали руку ребенка так, чтобы он почувствовал поток воздуха. Потом ребенок проделывал то же самое, но самостоятельно. После прогулки вместе с малышом дышали на зеркало, показывали ему, как оно запотевает. Сначала упражнение делает взрослый, затем такое же упражнение делает ребенок, но самостоятельно. Упражнение можно сопровождать произношением слогов ха, хо, ху.
Во время обеда вырабатываем направленный поток воздуха. Дуем на ложку с едой, предлагая сделать то же самое ребенку. Следим за ротовым выдохом. Во второй половине дня, во время полдника, делаем гимнастику для губ и языка: круговые движения языком, облизывая при этом губы, а варенье или фруктовое пюре просим слизать с губ. Такое упражнение можно выполнять перед зеркалом.
Во время вечерних игр выполняем задания на акустическую дифференциацию звуков: различаем несколько разных звуков. Ребенку показываем дудочку, а затем играем на ней; показываем погремушку и гремим ею; показываем барабан и стучим по нему. Затем закрыв ребенку глаза, спрашиваем: «Какой музыкальный инструмент он услышал?» Малыш должен показать. Затем предлагаем ребенку самому подуть в дудочку, отрабатывая при этом направленный по-
92 Т. В. Волосовец
гок воздуха и следим за утечкой воздушной струи через нос. При этом упражнении можно использовать игру «Вдувание в ворота»: вдувать ватные шарики в ворота из кубиков. По-зтепенно уменьшая расстояние между стойками ворот.
Перед сном выполняются упражнения на визуальную ориентацию: показать части лица и тела перед зеркалом (выполнять также, как и утром). Затем упражнения на гласные звуки: повторять гласные о, у. Рассматриваем книжку с картинками: «УУУ» — как холодно! «УУУ» — гудит пароход. «ООО» — какая высокая башня! Проделывая эти упражнения, важно следить за артикуляцией малыша и обратить внимание на то, что «i/» бывает излишне назальным. Необходимо использовать каждую возможность в общении с ребенком для тренировки этих гласных.
Опыт использования данных приемов логопедической работы с маленькими детьми, страдающими ринолалией, показывает, что в целом эффективность коррекционно-вос-питательной работы значительно повышается.
Межвузовская научная конференция. Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов. — М., МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — С. 9—12.
Т. В. Волосовец
Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы
и нёба
<...> Родители могут способствовать нормальному развитию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при молчаливом уходе за ним.
Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.
Предлагаемая нами система совместной работы логопеда и родителей предполагает психологическое взаимодействие между обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, если родители будут точно выполнять все инструкции логопеда, организовывать занятия с детьми в форме игры, проводить занятия по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю. Очень важно не прерывать занятия.
|
|
Чтобы предотвратить патологическое положение языка, в раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ребенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к зубам. Это возможно при лежании на животе или на боку.
Кроме произношения, при ринолалии страдает фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать их между собой и обобщать в словах). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, на чтении и письме.
Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызывают у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, сказывается на формировании его психики. Эти психологические наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте речевые проблемы могут препятствовать выбору профессии, мешать в работе и повседневной жизни.
Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать
94 Т. В. Волосовец
ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздействия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.
С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком.
На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: а — а — а, а — гу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого нёба, следует давать питье маленькими глотками.
С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начинается повторение отдельных слогов и звуков. С шести месяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подражательность.
К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т. д.). С ребенком нужно говорить, только правильно артикулируя, не искажать звуки, не «сюсюкать», всячески поощрять общение ребенка с окружающими людьми.
|
|
В первые годы жизни ребенка проводится операция — пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пластичности, подвижности, развития объема движений. Предлагается ряд упражнений, которые родители должны проводить с ребенком ежедневно:
— поднимать и опускать верхнюю губу;
— стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;
— ввести палец между верхней губой и зубами, оттяги
вая губу вперед;
— вибрировать пальцем верхнюю губу;
— постукивать около рубцов подушечками пальцев;
— щипать пальцами;
— взять губу подушечками большого и указательного
пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть
выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разми
нать пальцами рубец.