Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией

В заключение нужно отметить, что описанная система исследования детей, страдающих ринолалией на почве врож­денных нёбных расщелин, базирующаяся на ряде специаль­ных принципов, дает возможность реализовать всесторон­нее, комплексное исследование, предполагающее изучение структуры дефекта, а также индивидуальных отклонений в физическом, психическом и речевом развитии. Данная си­стема обследования позволяет выявить зону ближайшего развития, наметить пути наиболее эффективной организа­ции логопедического обучения и объективной оценки его ре­зультатов.

Коррекционно-развивающая направленность обуче­ния и воспитания детей с нарушениями речи: Меж­вузовский сборник научных трудов. — М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 18—30.


Т. В. Волосовец

Некоторые методы

и приемы логопедической работы

с детьми (от 1,5 до 3 лет),

страдающими ринолалией

Для успешного коррекционного воздействия на ребенка, традающего ринолалией, необходимо раннее развитие ре-[евых навыков в период формирования речи. Система уп->ажнений, которую мы использовали для работы с детьми->инолаликами, разработана на основании общепринятых s отечественной логопедии схем (А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, Т. Н. Воронцова). Также нами использовались материалы зарубежных авторов. Опыт показывает, что эти фиемы можно успешно использовать как в домашних ус-ювиях, так и в условиях стационара или специальной груп-1ы детского учреждения.

В своей работе мы руководствовались тем, что:

— необходимо использовать каждую возможность в тече­
ние дня для стимулирования речевой деятельности ребенка,
например: во время прогулки, в игре и т. п.;

— нужно как можно больше разговаривать с ребенком;

— при общении с малышом произношение всех членов
земьи и воспитателей детского сада должно быть внятным и

четким;

— важно учитывать уровень индивидуального развития

каждого ребенка.

Логопедические занятия с ребенком включали следующие

разделы:

— выработка направленной струи воздуха;

— дыхательные упражнения; формирование ротового

выдоха;

— упражнения для губ и языка;

— отработка гласных звуков;

— визуальные упражнения на ориентацию;

— упражнения на акустическую дифференциацию.


Некоторые методы и приемы логопедической работы с детьми.■■______ 91_

Важно было, чтобы все занятия с ребенком проводил близ­кий для него человек (мать, отец, воспитатель-логопед детс­кого учреждения). Упражнения проводились в игровой фор­ме, без принуждения. Учитывая возрастные особенности детей в возрасте 1 г. 6 мес. до 3 лет, наши занятия отлича­лись от работы с 5—7-летними детьми, т. е. они проводились без соблюдения некоторых организационных моментов. Эти упражнения включались непосредственно в режимные мо­менты, в распорядок всего дня.

Например, в заданиях для ребенка в возрасте от 2 лет 3 мес. до 2 лет 6 мес. Сразу после сна проводились упражне­ния на визуальную ориентацию: показывались и назывались части лица: уши, нос, глаза, рот. При этом выводились но­вые понятия: кончик носа, верхняя губа, нижняя губа. Во время умывания ребенку показывались части лица перед зер­калом. Задавался вопрос: «Где нос?» и т. д. Вместе с ребен­ком рассматривалось отражение в зеркале и показывались части лица. Во время утренней прогулки делались дыхатель­ные упражнения: согревали руку ребенка так, чтобы он по­чувствовал поток воздуха. Потом ребенок проделывал то же самое, но самостоятельно. После прогулки вместе с малышом дышали на зеркало, показывали ему, как оно запотевает. Сначала упражнение делает взрослый, затем такое же уп­ражнение делает ребенок, но самостоятельно. Упражнение можно сопровождать произношением слогов ха, хо, ху.

Во время обеда вырабатываем направленный поток воз­духа. Дуем на ложку с едой, предлагая сделать то же самое ребенку. Следим за ротовым выдохом. Во второй половине дня, во время полдника, делаем гимнастику для губ и язы­ка: круговые движения языком, облизывая при этом губы, а варенье или фруктовое пюре просим слизать с губ. Такое упражнение можно выполнять перед зеркалом.

Во время вечерних игр выполняем задания на акустичес­кую дифференциацию звуков: различаем несколько разных звуков. Ребенку показываем дудочку, а затем играем на ней; показываем погремушку и гремим ею; показываем барабан и стучим по нему. Затем закрыв ребенку глаза, спрашива­ем: «Какой музыкальный инструмент он услышал?» Ма­лыш должен показать. Затем предлагаем ребенку самому подуть в дудочку, отрабатывая при этом направленный по-


92 Т. В. Волосовец

гок воздуха и следим за утечкой воздушной струи через нос. При этом упражнении можно использовать игру «Вдувание в ворота»: вдувать ватные шарики в ворота из кубиков. По-зтепенно уменьшая расстояние между стойками ворот.

Перед сном выполняются упражнения на визуальную ори­ентацию: показать части лица и тела перед зеркалом (выпол­нять также, как и утром). Затем упражнения на гласные зву­ки: повторять гласные о, у. Рассматриваем книжку с картинками: «УУУ» — как холодно! «УУУ» — гудит паро­ход. «ООО» — какая высокая башня! Проделывая эти упраж­нения, важно следить за артикуляцией малыша и обратить внимание на то, что «i/» бывает излишне назальным. Необхо­димо использовать каждую возможность в общении с ребен­ком для тренировки этих гласных.

Опыт использования данных приемов логопедической работы с маленькими детьми, страдающими ринолалией, показывает, что в целом эффективность коррекционно-вос-питательной работы значительно повышается.

Межвузовская научная конференция. Актуальные проблемы дефектологии. Тезисы докладов. — М., МПГУ им. В. И. Ленина, 1991. — С. 9—12.


Т. В. Волосовец

Воспитание и развитие речи у детей с врожденными расщелинами губы

и нёба

<...> Родители могут способствовать нормальному разви­тию речи, общаясь с ребенком, и могут тормозить ее при мол­чаливом уходе за ним.

Речь ребенка формируется постепенно и в каждый момент ее становления родители могут помочь быстрее и правильнее овладеть ею, получив обстоятельную консультацию логопеда.

Предлагаемая нами система совместной работы логопеда и родителей предполагает психологическое взаимодействие между обеими сторонами, что возможно лишь в том случае, если родители будут точно выполнять все инструкции лого­педа, организовывать занятия с детьми в форме игры, про­водить занятия по 25—30 минут не реже 3—4 раз в неделю. Очень важно не прерывать занятия.

Чтобы предотвратить патологическое положение языка, в раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ре­бенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к зубам. Это возможно при лежа­нии на животе или на боку.

Кроме произношения, при ринолалии страдает фонема­тический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать их между собой и обобщать в словах). Это отражается на лексико-грамматическом строе речи, на чте­нии и письме.

Сознание дефекта, реакция окружающих на речь вызы­вают у ребенка тяжелые переживания, что, естественно, ска­зывается на формировании его психики. Эти психологичес­кие наслоения, в свою очередь, еще более усугубляют нарушения речи. Не устраненные в детском возрасте рече­вые проблемы могут препятствовать выбору профессии, ме­шать в работе и повседневной жизни.

Однако своевременные медицинские и педагогические воздействия могут полностью или частично ликвидировать


94 Т. В. Волосовец

ринолалию. Это во многом зависит от комплексного воздей­ствия на ребенка логопеда, врача, психолога и родителей.

С первых недель жизни необходимо развивать зрение и слух ребенка, которые имеют большое значение для общего развития, а также для появления речи. С первых месяцев у ребенка следует развивать умение прислушиваться к раз­личным звукам, к речи взрослого, который должен часто и ласково разговаривать с ребенком.

На третьем месяце жизни у младенца появляются первые короткие звуки: ааа, агу, бу, гы и др. Это период гуления. Чтобы вызвать активную работу мышц глотки и мягкого нёба, следует давать питье маленькими глотками.

С пяти месяцев у ребенка наступает период лепета. Начи­нается повторение отдельных слогов и звуков. С шести ме­сяцев резко возрастает интерес ребенка к окружающему. Он начинает повторять отдельные звуки и слоги за взрослым, понимать речь, обращенную к нему, появляется подража­тельность.

К году ребенок говорит несколько слов (мама, папа, на, дай, кис), выполняет просьбы взрослого (садись, ложись, дай ручку и т. д.). С ребенком нужно говорить, только правиль­но артикулируя, не искажать звуки, не «сюсюкать», всячес­ки поощрять общение ребенка с окружающими людьми.

В первые годы жизни ребенка проводится операция — пластика губы. В послеоперационном периоде родителям необходимо разрабатывать верхнюю губу ребенка для ее пла­стичности, подвижности, развития объема движений. Пред­лагается ряд упражнений, которые родители должны про­водить с ребенком ежедневно:

— поднимать и опускать верхнюю губу;

— стараться натянуть верхнюю губу на верхние резцы;

— ввести палец между верхней губой и зубами, оттяги­
вая губу вперед;

— вибрировать пальцем верхнюю губу;

— постукивать около рубцов подушечками пальцев;

— щипать пальцами;

— взять губу подушечками большого и указательного
пальцев у углов рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть
выше красной каймы и оттягивая ее вперед, затем разми­
нать пальцами рубец.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: