Земельная реформа

Существовавший в бывшем СССР земельный строй начал формироваться сразу после Октябрьской революции 1917г., когда был принят Декрет о земле, и окончательно сложился к середине 30-х годов, после коллективизации сельского хозяйства.

Наиболее характерной чертой этого строя было то, что единым и единственным собственником всей земли, составляющей территорию страны в пределах ее границ, было государство. Земля не могла принадлежать никому, кроме государства. Всем, кому она требовалась, она предоставлялась только в пользование. Значительные по площади и ценности участки предоставлялись землепользователям только высшими государственными органами (Советом Министров союзной ре­спублики), поскольку считалось, что это обеспечивает охрану и рациональное использование земельных ресурсов. В пользо­вание земля предоставлялась бессрочно и бесплатно.

Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия. Гражданам эти земли предоставлялись в пользование только для ведения личного подсобного хозяйства без применения наемного труда. Существовало право вторичного землепользования: колхозы и совхозы предоставляли в пользование своим работникам приусадебные участки. Закон обязывал всех землепользователей использовать землю рационально и в соответствии с ее предназначением. Правовой основой земель­ного строя служили Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, земельные кодексы союзных республик и другие законы.

Эта система земельных отношений не обеспечивала эффек­тивное и рациональное использование земли в сельском хозяйстве и других отраслях. Несмотря на строгий государст­венный контроль, ценные земли разбазаривались, эрозия охватила миллионы гектаров. Крестьяне были фактически отчуждены от земли, что не могло не сказаться крайне отрицательно на развитии сельского хозяйства. Экологическое состояние значительных территорий неуклонно ухудшалось. Все это, в конечном счете привело к необходимости осуществления радикальной земельной реформы в стране, начавшейся в России в 1990 г., когда Верховный Совет принял Закон «О земельной реформе», а Правительство утвердило Республиканскую про­грамму ее проведения.

Земельная реформа - это законодательно оформленное радикальное переустройство земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и соответствующим изменением форм территориального устройства в стране.

Таким образом, земельная реформа - это регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к новому земельному строю, представляющий собой концентри­рованное выражение его земельной политики. Реформа пред­полагает осуществление совокупности правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих сравни­тельно быстрый и безболезненный переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования.

В ходе земельной реформы должны быть решены следующие основные задачи:

ликвидация монополии государственной собственности на землю;

реализация прав каждого гражданина на получение земли;

переход к земельным отношениям рыночного типа;

перенос центра тяжести управления земельными ресурсами на местные органы власти (децентрализация);

обеспечение свободного развития всех разрешенных законом форм землевладения и землепользования;

обеспечение важнейших приоритетов в области охраны окружающей среды.

Первостепенное значение для проведения реформы имеют вопросы разработки нового земельного законодательства, которое должно создать надежную юридическую базу для регулирования земельных отношений в рамках новой, рыночной экономики. В частности, при включении земли в товарный оборот потребуется учреждение и законодательное обеспечение земель­ных судов, земельных банков, регистрационных межевых служб и других элементов инфраструктуры земельного рынка.

Земельные законы, принятые и принимаемые сейчас в России в целях проведения земельной реформы, основываются на следующих принципах:

Приоритет прав граждан на земельные участки;

предоставление права распоряжения землей местным органам исполнительной власти;

многообразие и равноправие всех форм хозяйствования на земле;

платность землепользования; охрана земель.

В ходе реформы посредством землеустройства земли пере­ даются в распоряжение местных органов исполнительной власти, создаются специальные фонды для наделения землей крестьянских и личных подсобных хозяйств, развития садовод­ства и огородничества; участки предоставляются с выдачей документов, удостоверяющих права на землю.

Чтобы обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции, повышение плодородия почв, необходимо задейст­вовать экономические интересы производителей; поэтому осно­вой земельной политики Должен стать эффективный экономи­ческий механизм регулирования земельных отношений. Он должен быть связан с; соответствующими правовыми и организационными мерами и вписываться в общую социально-экономическую политику государства.

Экономический механизм земельной реформы базируется на следующих основных положениях:

обязательный учет действия объективных экономических законов и процессов, происходящих в обществе;

сочетание экономических интересов государства, отдельных предприятий и граждан;

экономическая защита сельскохозяйственного землевладения и землепользования, а также защита земель от деградации;

приоритет природоохранных целей над производственными; экономическое стимулирование рационального землепользова­ния; экономическая эффективность всех осуществляемых меропри­ятий.

Практика высокоразвитых стран (в частности, Швеции, Германии, США) показывает, что эффективный экономический механизм регулирования земельных отношений нуждается в соответствующей инфраструктуре (земельные банки, службы оценки имущества и налогообложения, суды, инспекции, ревизионные органы, биржи и т. д.). Кроме того, вся система работает лишь тогда, когда она охватывает все звенья в цепи земельных отношений, начиная от конкретного собственника земли, землевладельца и землепользователя до государства в целом.

Денежные средства, необходимые для осуществления земель- нон реформы, формируются за счет следующих поступлений:

платы за землю (земельного налога и арендной платы);

компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья изымаемые для несельскохозяйственных целей;

отчислений от продажи земли и иной недвижимости;

отчислений, связанных с регистрацией землевладений и землепользований;

целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприятий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию рационального использования и охрану земли;

других источников (пени, штрафы, международная помощь и т. д.).

Введение платы за землю, несмотря на несовершенство существующих ее механизмов, уже позволило подключить экономические интересы землепользователей и ускорить осуще­ствление земельной реформы по всем направлениям.

Основная тяжесть работ по реализации земельной политики государства ложится на государственные землеустроительные органы, имеющие соответствующую структуру, материально-тех­ническое обеспечение и квалифицированные кадры, способные юридически грамотно, технически правильно и экономически обоснованно решать назревшие проблемы земельной реформы. В то же время с возникновением принципиально новых задач их структура и полномочия нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Контрольные вопросы

1. Что такое земельные отношения?

2. Что такое земельный строй общества?

3. Что понимается под землевладением и землепользованием?

4. Что называется территорией?

5. Что понимается под организацией территории? Какова ее связь с землеустройством?

6. Каковы основные черты земельного строя, существовавшего до земельной реформы?

7. Что такое земельная реформа?

8. Чем вызвана необходимость проведении земельной реформы в России и каковы ее цели?

8. Какие основные задачи решает земельная реформа?

Литература

1. В. П. Троицкий, С. Н, Волков, М. А. Гендельман, С. И. Носов. Научные основы землеустройства. – М.: Колос, 1995 г.

2. Справочное пособие землеустроителя / Под ред. В. Я. Заплетина. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1995 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: